Путевые заметки: поездка воскресной школы Покровского благочиния в Елабугу

  Количество просмотров

12 июня по благословению настоятеля храма Покрова Божией Матери села Большое Афанасово протоиерея Виталия Кузьмина состоялась поездка группы педагогов, родителей и детей воскресной школы «Радуга» в Елабугу. Посещение старинного города республики воспитанниками воскресной школы совпало с днем государственного российского праздника, олицетворяющего в нашей стране любовь к Родине, её уникальной истории, её легендарным соотечественникам. И надо отметить, что атмосфера экскурсионного путешествия в Елабугу и его маршрут в полной мере отразил содержательную «повестку» всероссийской даты. В День России ребята и их родители смогли соприкоснуться с историей Православия в знаменитом купеческом крае, побывать в храмах и монастыре города, почерпнуть новые сведения о его известных жителях: святых новомучениках края, о художнике-живописце Иване Ивановиче Шишкине, поэтессе серебряного века Марине Цветаевой, офицере русской императорской армии Надежде Андреевне Дуровой, а также полюбоваться красотами древней части города — Елабужского городища.


«Прохожий, остановись!»: на могиле Марины Цветаевой

Лёгкой, солнечной, словно ритм раннего цветаевского стихотворения «Прохожий», ощущалась грусть на могиле великой поэтессы. Трагическая участь Марины Цветаевой, вплетённая в переломный момент судьбы России XX века, стала поводом духовного переосмысления человеческой жизни всеми участниками экскурсии. Без тени осуждения, соболезнуя всем тяжестям, выпавшим на долю этой талантливой женщины, взрослые и дети прочли молитву об упокоении рабы Божией Марины. Молитвенный тон и размышления о непостижимости Божьего Промысла в судьбе как отдельного человека, так и могучей страны, стали камертоном дальнейшего путешествия по древнему прикамскому городу.

Спасский собор – архитектурный символ Елабуги

Продолжило экскурсию посещение архитектурной жемчужины города — пятиглавого Спасского собора. Человеческое воображение спешит уподобить красоту и величавость этого строения огромному кораблю, плывущему по изумрудным заливным полям живописной местности в окружении причудливых ажурных облаков. С 60-тиметровой высоты его пятиярусной колокольни открывается фантастически красивый вид, побуждающий человеческую мысль невольно замереть в беззвучной молитве к Творцу всего Сущего. «Слава Тебе, Господи», — душа ликует, повторяя эти слова, которые рвутся из глубины сердца горячей признательностью за дарованную Богом жизнь.

С конца XVI века трудились верующие над созданием дома молитвы на этом удивительном месте. Сначала это была деревянная церковь, с 1684 года — каменная церковь с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а в 1808 году началось строительство нового, более вместительного собора за казенный счет. Пишут, что «до революции собор поражал всех роскошью своего внутреннего убранства, драгоценностью окладов икон с большим количеством золотых и серебряных украшений». Сейчас храм восстанавливается после трагического периода забвения XX века.

Покровский собор: царь Иоанн Васильевич руку приложил

Изящный, чуть вычурный, помпезный… Архитектурный стиль собора, ставшего следующим пунктом экскурсионного маршрута, хочется назвать царским. Оттого ли предание, которое связывает эту церковь с именем русского монарха Иоанна IV Васильевича Грозного, ощущается достоверным фактом истории этого храма, не требующим доказательств? Не ставя задачи пересказать богатую на события судьбу храма, остановимся на своих впечатлениях от его посещения. Царским ощущается и нынешнее убранство собора: золотисто-лазурные тона храмовой росписи воспринимаются земным отблеском небесного величия Рая; массивные, тяжеловесные своды ассоциируются с незыблемым основанием Церкви Христовой, а огромные пространства собора — с её бесконечностью и вневременной природой.

Дом-музей Ивана Шишкина: мир купеческой семьи

Тайна творческого дара человека также непостижима и прекрасна, как и созидательный импульс Бога, сотворившего все земные и небесные красоты мира. Оттого ли живописные полотна великого русского художника Ивана Шишкина вызвали у участников экскурсии не менее сильные эмоции, чем обозрение дивных пейзажей елабужского края? Мемориальный Дом-музей Шишкина — это место, где будущий художник провел свои детские годы. Чудом сохранившиеся, а где-то — точно воссозданные интерьеры отражают быт типичной купеческой семьи уездного городка XIX века. Размеренность, спокойствие, созерцательность, изящество, достоинство и надежность — этими ощущениями наполнена атмосфера дома Шишкиных. «Вероятно, только в таком месте и мог родиться гениальный пейзажист», — мимолётное суждение, возникшее под влиянием момента в этих старинных комнатах-анфиладах, спешит превратиться в убежденность. «Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу», — фраза, приписываемая святителю Иоанну Златоусту, в этом доме, наполненном миром и тишиной, звучит как приговор современному человечеству. И, в тоже время, как хвалебный гимн обществу дореволюционной России, не познавшей агрессивного победного рыка технического прогресса и обманчивости миражей информационного века.

Ансамбль Троицкого кладбища: территория тишины и размышлений

Само расположение старинного елабужского кладбища необычно: небольшой пятачок огороженной территории словно «зажат» в кольцо бурлящей городской повседневности. Перед входом-аркой застыла в бронзе гордо восседающая на коне кавалерист-девица Надежда Дурова: у подножия памятника всегда группа из желающих сфотографироваться на память. Слева над кладбищем нависают пятиэтажки, справа его огибает старинный Александровский парк.

И в окружении этого стрекочущего многоголосого городского шума — бермудский треугольник осколка древнего кладбища. Заложенный в XVIII веке по указанию императрицы Екатерины II в полукилометре от Елабуги, к началу XX века он оказался поглощённым стремительно разрастающимся уездным городом и по этой причине был закрыт. Однако с 1830 года на его территории действовал приход храма Святой Троицы, разрушенный до основания через 100 лет безбожниками.

Его оголённый фундамент будто «рассказывает» посетителям свою трагическую историю остатками кирпичной кладки: здесь сохранились ступени главного входа, там ещё цела цветная напольная плитка, а чуть поодаль хорошо различимо возвышение церковной солеи. А рядом с немыми останками храма — лежащие, будто уснувшие на зеленом полотне лужайки — каменные надгробия.

Они разные — по размеру и степени сохранности, по качеству и изящности отделки, по возрасту и датам смерти своих усопших хозяев. Ни могильных холмиков, ни оград. О многом поразмыслишь, пытаясь по скудной информации на каменных плитах «додумать» жизнь и причины ухода в мир иной захороненных. Среди трёх тысяч надгробий были когда-то и могилы знаменитых купцов, в том числе отца художника Ивана Шишкина, а из числа новоустановленных после взрыва – надгробные плиты кавалерист-девицы Н. А. Дуровой и новомученика протоиерея Павла Дернова — елабужского священника с тремя сыновьями, зверски растерзанных карательным отрядом большевиков в 1918 году. В одном биографическом издании пострадавших за веру членов этой священнической семьи назвали живыми иконами. Об их подвиге участникам экскурсии рассказала директор воскресной школы Ираида Маврешко, призвав паломников помолиться у могилы новомучеников.

Елабужское каменное городище

Многослойная история Елабуги полна тайн, загадок и захватывающих открытий для путешественников. После посещения православных храмов участникам экскурсии предстояло ознакомиться с её древними, дохристианскими культовыми объектами. В центре города, свернув в один из его многочисленных переулков мы, словно на машине времени переносимся во времена Волжской Булгарии. Елабужское каменное городище — это архитектурный ансамбль остатков укрепленного поселения финно-угорских племен, возвышающегося на высоком мысе берега реки Тойма у места впадению ее в Каму. Городище является своеобразной смотровой площадкой, с которой открываются дивные виды на ближайшие окрестности. История этого места также загадочна, как и те археологические культурные напластования земли, над которыми оно находиться.

Изначально это — родовое убежище древнего племени, потом оно захватывается волжским князем, который строит здесь белокаменную крепость, разорённую впоследствии татаро-монгольскими захватчиками. На фундаменте языческого поселения костромской монах Иона Зелёный основывает мужской Троицкий монастырь, просуществовавший полтора столетия. Древние постройки разрушались временем и местными жителями, разобравшими каменные сооружения до фундамента; вновь восстанавливались на средства меценатов, пока не обрели свой окончательный — в основном воссозданный, реконструированный — вид.

Трудно описать ощущения современника XXI века, чьи ноги стоят на земле, в недрах которой, быть может, покоятся останки народа, проживавшего здесь за несколько веков до времени Христа, чьи глаза обозревают окрестности, на которые был устремлен когда-то властный взгляд знатного булгарского феодала, чьё сердце вбирает в себя слова тех же святых молитв, что произносились иноками православной обители? Водоворот эпох, событий, судеб погружает мысли в глубокую тайну человеческого существования. Слава Тебе, Боже, за этот удивительный день!

Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

Последним пунктом экскурсионного маршрута воскресной школы храма села Афанасово стал Казанско-Богородицкий женский монастырь — обитель, в которой очень многое роднило паломников с их родным городом: и имя известного в Нижнекамске мецената Стахеева, чья летняя дача располагалась на правом берегу Камы близ Святого ключа, и церковь, основанная в честь Казанского образа Богоматери в одноимённом посёлке, и исторический опыт утраты старинных зданий в эпоху гонений. Основанный в 1868 году, он после революции стал пристанищем для воспитанников детского городка, затем — военнопленных из Германии и Японии, а потом в монастырских кельях селились местные жители. Главный монастырский храм, колокольня и ограда были разобраны на кирпичи для бытовых нужд, мусор и нечистоты жизнедеятельности новых обитателей сестринских корпусов выливались на территорию монастырского кладбища. Сейчас на месте разрушенной в советские годы церкви высится красивый пятиглавый храм с 3-х ярусной колокольней. Экскурсионной группе удалось помолиться на вечерней службе главного храма возрождаемой обители и, приложившись к иконам, тронуться в обратный путь.

Еще долго по прибытии в родной город участники поездки делились впечатлениями прошедшего дня в комментариях социальных сетей, обмениваясь фотографиями и словами благодарности в адрес её организаторов. И многим вспомнились в этот вечер слова настоятеля афанасовского Покровского храма отца Виталия, благословляющего утром группу в путь: «Мы за вас молились сегодня на Божественной литургии». И эта фраза стала ответом на вопрос о том, отчего так благоприятно и удивительно складывался этот солнечный день для путешественников. «Слава Богу за всё», — эти слова чаще других произносились паломниками во след уходящего дня. Слава Тебе Господи, Слава Тебе!

Вернуться к списку

Последние добавления