Весь мир учениями своими просветившие и ко Христу приведшие

  Количество просмотров

Слово, сказанное архиепископом Казанским и Свияжским Никанором в Петропавловском соборе города Казани 29 июня (12 июля по н.ст.) 1908 года

Прославляя ныне святых первоверховных апостолов Петра и Павла и представляя обстоятельства создания и благоукрашения сего величественного храма, невольно хочется сказать о разнообразии во всем мире, во всех предметах, лицах. Слово Божие вещает: ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам. И звезда от звезды разнствует во славе. Как различны светила небесные, так различны и земные существа и даже святые люди, например, Петр и Павел.

Хотя они оба принадлежали к одному народу еврейскому, но были весьма неодинаковы. Петр был сын рыбака Ионы, и сам был рыбарем. А Павел был сын римских граждан и весьма образованный человек, сведущий не только в Священном Писании, но и знавший греческое просвещение, а равно и римское.

Петр был призван в апостолы Христовы в числе первых апостолов и, как живой и отзывчивый человек, один из первых отвечал на вопросы и сказания Христовы. Однажды Христос спросил апостолов: за кого Меня почитают люди? Они отвечали: кто за Илию, кто за Иеремию. А вы за кого? Ты еси Христос, обещанный Мессия, Сын Божий, Царь Израилев, сказал Петр (Симон). Ты будешь камнем (Петром). И на исповедании твоем, как на камне, осную Церковь Мою, которую не одолеют все силы вражий, сказал Иисус Христос. Здесь Петр очень одобрялся. А в другой раз Христос говорил, что Он пойдет в Иерусалим. Там Его возьмут, распнут, но Он в третий день воскреснет.

Да не будет этого с Тобою, сказал Ему Петр. Не ходи в Иерусалим, говорил он, не зная, что сказанному Христом надобно исполниться нашего ради спасения. И потому Христос сказал ему грозно: отойди от меня, сатана, соблазн бо еси мне. Еще большее совершилось тогда, когда Петр, во время страданий Христовых, трижды отрекся. Но за то как же и плакал он горько, вспоминая это искушение. Христос воскрес, потом восстановил Петра, утешил его. И Петр показал свою ревность к вере Христовой самую наибольшую, как только мог. Он проповедовал о Христе в Азии, в Африке, в Европе. Был и проповедовал в Риме, где и пострадал, будучи распят стремглав, считая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос.

Первоверховные

Там же пострадал во дни нечестивого царя Нерона и Апостол Павел, будучи усечен мечем. Но жизнь его была иная. Он не сразу обратился в веру Христову. Но был так привержен к иудейской вере, что гнал и мучил христиан. Он смотрел (караулил) одежду убийц первомученика христианского — архидиакона Стефана. Но Христос явился ему на пути в Дамаск, куда он шел, чтобы схватить христиан. Павел ослеп от видения Христа, но исцелился, крестившись. И однако он был не менее ревностным апостолом, чем другие, проповедуя во многих городах и областях. К устной проповеди он старательно присоединял и письменную, почему от него осталось писаний больше, чем от других. В этих писаниях он разъясняет веру христианскую в её существе и отличие от веры иудейской, убеждая христиан не держаться еврейских обрядов, как потерявших силу. И так как он проповедовал и скончался в одно время с Петром, то и празднование памяти их установили совершать в один сей день.

Обращаясь к другим деятелям мира, к царям, мы, находясь в храме сем, можем вспомнить Императора Петра I, который много содействовал устроению и построению сего храма. Не можно пройти молчанием и Павла Императора, бывшего как бы грозою людей непокорных. Невольно при сем вспоминается слово нашего великого писателя о том, чтобы своих великих царей помнили за их славу и добро, а за грехи и темные деяния — Спасителя умоляли. Кроме Великого Петра содействовали устроению и поддержанию величия храма сего и многие другие его современники. За несколько десятков лет и мне ведомы лица, особенно много и долго потрудившиеся над восстановлением величия сего храма. Нужно поминать и молиться и за них. И вообще должно твердо знать и помнить, что как разнствуют предметы и лица, так должно быть и разное отношение к лицам, ибо нет и не может быть того всеобщего равенства в людях, о котором говорят некоторые современные лжеучители, стремящиеся к ниспровержению всего существующего порядка жизни и отношений человеческих.

История в пожарах

Нужно всегда держаться и неуклонно исполнять предписание апостола Павла: воздадите всем должное: ему же убо урок — урок, ему же дань — дань, ему же страх — страх, а ему же честь — честь. И Сам Иисус Христос говорил, что нужно воздавать Божие Богови, а Кесарево — Кесареви. Да и здравый смысл каждого побуждает смотреть различно как на все предметы, так и на людей. Поэтому, хотя всех нужно любить по христиански, но несомненно, что первее всего нужно любить отца, мать, братьев, сестер, а также начальников, учителей, благодетелей, пастырей духовных, предержащих властей, в особенности же предержащую власть в Лице Божия Помазанника—Царя, как всеобщего нашего Отца, заботящегося о всех нуждах отечества, как сие и было, например, при устроении этого величественного храма, духовно посвященного святым Апостолам Петру и Павлу, а национально устроенного в добрую и вечную память о славном Императоре Петре Великом, принимавшем и самолично некоторое участие в благоустроении этого храма.

Итак, все добрые и славные примеры да будут нам руководственными, а святые подвиги спасительными для нас двигателями на пути святого и славнейшего усовершенствования во всем, что относится к вечной жизни и спасению о Господе, в чем и да помогут нам своими молитвами за нас святые и славные Апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учениями своими просветившие и ко Христу приведшие. Аминь.

 

Вернуться к списку

Последние добавления