Слово, сказанное Высокопреосвященнейшим Никанором, архиепископом Казанским и Свияжским, 23 июня (6 июля по н.ст.) 1908 года в день памяти Владимирской иконы Божией Матери во Владимирском соборе города Казани
Милосердия двери отверзи нам, Богородице — часто мы взываем во дни чествования Пресвятой Богородицы. И ныне мы можем и должны сделать то же, ибо беды всякого рода окружают нас.
Святая Русь издревле была окружаема внешними врагами, как ныне она обуревается врагами внутренними. Некогда благоверный князь Андрей Боголюбский ходил и в наши пределы, сопутствуемый Владимирской иконой Божией Матери, чтобы усмирить царствовавших здесь Болгар, и одержал славную победу, прославившую его и наипаче заступничество Божией Матери. И многие другие проявления дивных дел Богородицы были здесь, особенно же через явленную здесь икону Богородицы, наименованную Казанской, которую славят по всей России и по ней знают Казань, как по иконе Владимирской — бывший стольный град великих князей, город Владимир. Та же Богородица, как благопопечительная Мать рода Христианского, и ныне. Но, видимо, мы стали иные, нежели наши деды, отцы и матери, сподоблявшиеся видеть чудеса заступления Богородицы.
Посему, как бы невольно воспоминается другое слово о дверях, а именно о дверях покаяния, вещаемое Постом Великим: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Ибо время для покаяния всегда удобно и особенно желательно теперь, при таком великом подъёме духа народного, когда десятки тысяч народа стремятся излить все свои горькие думы, нужды и печали пред лицем Богородицы, встречаемой в достославной иконе ее, находящейся в Седмиозерской пустыни и направляющейся сюда, чтобы услаждать духовные взоры и просветлять духовные чувства ваши и всех горожан богоспасаемой Казани.
Милосердия двери отверзи нам, Богородице! Взывая так, мы как бы показываем, что у Господа, как Творца и Домовладыки мира, всегда имеется готовый запас всяких милостей. Но эта великая сокровищница пребывает как бы закрытой. И вот спрашивается: кто бы нам отворил ее, кто бы нас избавил от толиких бед? Будто все вышли из своих мест: дети восстают на родителей, подчиненные на начальников, служащие на своих хозяев и все поделались как бы врагами друг друга. А всегдашние враги нашей веры тому и рады, ибо им остается только руководить нашей враждою, направляя все к нашей беде, к разрушению и погибели Святой Руси, ибо им несносна наша духовная сила, наша мощь веры в Бога, любви к Отечеству и преданности Царю. И вот, многие, вышедшие от нас, но переставшие быть нашими, делают все угодное врагам нашим, не ведая, что творят и что они подкапывают бытие своего всего родного им. По сему-то я и сказал, что ныне у нас действуют враги внутренние, часто вблизи нас находящиеся, близкие нам и потому невидимые нам. Только Сердцеведец Бог может вразумить их, только Богородица, как высшая духовная и небесная Мать наша, может отворить двери милосердия к ним Господа, чтобы, взглянувши на них милостивым оком, Он просветил их умы и сердца, привел к покаянию, открыв двери сердец их человеческих и направив ко всему тому, что честно, свято, исполнено христианской любви и благочестия.
Итак, отцы, братие и сестры о Господе, молитесь, чтобы Богородица отверзла нам двери милосердия Божия, чтобы не стало среди нас тех нестроений внутренних, которыми пользуются наши враги внешние, чтобы уничтожить нас и низложить Святую Русь.
Пусть всякий поймет, что нехорошо не чтить своих отцов и матерей и что еще пагубнее восставать против властей от Бога поставленных и особенно против Божия Помазанника и тем разрушать свое собственное благополучие и счастье всей России.
Пусть поймут все, что только во взаимном уважении, благословении и любви наше счастье, а не в противных человеческим и божеским законам восстаниях, за которые неизбежно должны последовать страшные наказания, если не от земной власти, то от Небесных Сил и Самого Господа Саваофа, т.е. Вождя Небесных Сил — Бога, чего, конечно, никто не должен желать им, а потому и должны взывать ныне и присно: Милосердия двери отверзи нам, Богородице!
Конечно, по грехам многих должно ждать и еще больших бед, чем какие теперь постигают нашу дорогую Родину, но это еще более должно подвигать нас ко всеобщему покаянию и молитве за нераскаянных, чтобы жестокосердие их сломилось, наконец, пред общим умилением, чтобы, наконец, и Сам Бог, ради слез и горячих молитв немногих, умилосердился над всеми, не проливая свой гнев на нас до конца. Но кто, кто же прежде других подвигнет наши сердца, наши добрые и святые чувства, спасительные для всех? Та, к Которой мы день и ночь будем взывать: Милосердия двери отверзи нам, Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед; Ты бо еси спасение рода христианскаго. Аминь.