В начале текущего года мы начали публиковать рекомендации журнала «Троицкое Слово» по чтению святых Отцов. Первым делом редакция дореволюционного журнала посоветовала своим читателям, а заодно и нам, живущим в современном мире, познакомиться со святителем Иоанном Златоустом, святителем Василием Великим, святителем Григорием Богословом, святителем Димитрием Ростовским и святителем Тихоном Задонским. Что дальше? Узнаем прямо сейчас!
«Вслед за этими творениями поставим следующие:
— святителя Афанасия Великого,
— святителя Амвросия Медиоланского,
— святителя Григория Двоеслова,
— преподобного Иоанна Дамаскина (точное изложение Православной веры).
С творениями хотя бы кого-то, из упомянутых выше, полезно было бы познакомиться каждому. Наряду с ними нужно ознакомиться и с самой жизнью этих святых Отцов. Это внесёт некоторое разнообразие в ваше духовное питание и насыщение. «Четьи Минеи» святителя Димитрия Ростовского в этом отношении незаменимы. В них есть такие трогательные места и страницы, что читатель никак не сможет пройти мимо них без сердечного умиления. Надолго оставляют они в душе доброе впечатление и служат хорошим примером для лучшей жизни. Кроме того, чтение «Четьих Миней» лучше всех других книг знакомит читателя с бытом и историей Церкви, с разным действием Промысла Божьего в судьбах людей, благоугождающих Господу.
Весьма полезны также книги «Луг духовный» Иоанна Мосха и «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина. В них тоже описаны жития святых и великих мужей. И эти книги мы тоже рекомендуем для прочтения всякому христианину.
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
После этого полезно будет познакомиться и с писаниями святых отцов — подвижников-аскетов. И хотя в этих писаниях наставления относятся больше к монахам, они всё равно могут быть полезны каждому мирянину, стремящемуся ко спасению. «Монахи-то ведь христиане, и вступающие в монашество не о другом чём заботятся и поднимают труды, как о том, чтобы быть истинными христианами, — пишет об этом святитель Феофан. — И миряне тоже христиане, и должны ревновать о том, чтобы быть истинными христианами. Стало быть, монахи с мирянами сходятся в главном деле. Как же теперь наставления монахам могут не идти к мирянам?».
И ещё добавляет он: «Добрые миряне, ревнующие о спасении души, читать — не начитаются аскетических отеческих писаний Макария Великого, Исаака Сирина, Лествичника, св. Дорофея, Ефрема Сирина, Добротолюбия и прочее».
Итак, знакомство с аскетическими отеческими писаниями может быть полезно и для всякого христианина».
В каком порядке читать эту самую аскетическую литературу раскажем на днях на нашем сайте.