16 сентября 2017 года, в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
Перед началом вечернего богослужения глава Татарстанской митрополии ознакомился с ходом строительства собора Казанской иконы Божией Матери. В настоящее время полностью сооружены цилиндрические своды храма, начинается подготовка к бетонной заливке парусов.
За всенощным бдением Его Высокопреосвященству сослужили насельники Богородицкой обители во главе с наместником игуменом Марком (Виленским).
Богослужебные песнопения исполнялись двумя монастырскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).
По завершении утрени правящий архиерей совершил хиротесию во иподиакона преподавателя Казанской православной духовной семинарии Никиты Кузнецова.
После уставного чтения первого часа архипастырь обратился к духовенству и мирянам со словом.
Сегодня мы читали Евангелие (Лк. 24:1-12) — обычное воскресное Евангелие, которое читается на утрене. Христа взяли, бичевали, допрашивали то у первосвященников, то у Пилата, и в конечном итоге распяли. Его умертвили самой жестокой, лютой смертью — такое наказание бывает только для разбойников. Мучения Христа были настолько сильными, что Он обратился к Богу-Отцу со словами: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46), — и испустил дух. Его ученики бегут, Пётр отрекается.
Иосиф и Никодим испросили тело Господа у Пилата и похоронили в ранее высеченном гробе. Все были в страхе, не понимая еще, что произошло: Человек, Который воскрешал мертвых, исцелял больных, слепых, глухих, бесноватых, вдруг оказался убит сам. Перед этим насмешливо говорили Ему иудеи: «Ты — разбойник. Если Ты — Сын Божий, то сойди с креста, и мы поверим, что Ты Бог» (см. Мф. 27:39-43). Их устами говорил сатана, чтобы Христос нарушил совет, которым Господь определил через крестную смерть Сына Божия спасти всё человечество.
Сегодня мы читали, как жены-мироносицы тайно пошли в сад, где погребли Христа. Они несли с собой ароматы, чтобы по обычаю помазать тело умершего любимого Учителя. К их удивлению большой камень, закрывавший вход в гробницу, был отвален. И в гробнице — ангелы, которые обратились к ним: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5-7). Женщины с радостью рассказывают о случившемся апостолам. Пылкий Пётр первым мчится к гробнице: нет Христа, Он воскрес. И тогда апостол начал всем об этом благовествовать.
Почему в воскресный день Евангельские отрывки посвящены именно Воскресению Христову? В году более 50 недель и каждый раз вот эти чтения повторяются — кажется, должно бы и надоесть. Но богослужение каждый раз открывается по-новому, потому что здесь не формальная видимость, а таинственное общение с Богом.
Мы с вами живем уже 2000 лет, зная Благую весть, и должны бы сделать вывод, что земное бытие лишь только подготовительный этап к вечности и к воскресению. Путь к этому только один — осознанно исполнять нормы и законы, которые Бог оставил нам. Но у нас как-то получается всё не так: знаем, а жить не живем; живем немножко Богу, а в основном — земле. Но слишком дорог этот неправильный расчёт. Человек не вечен: «земля ты еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3:19). А что будет после? Куда мы пойдем после нашего земного марафона? Туда, где Бог? Путь туда один — через жизнь, которую Христос в Евангелиях нам заповедал…
Удаленность от Бога — самая главная беда. Эту удаленность или приближенность к Богу мы чувствуем часто ещё на земле. Чувствуешь, совершая тот или иной поступок, который противоречит совести, какую-то пустоту. Что-то грызет тебя, а идешь как кролик к удаву, пищишь, но идёшь в эту открытую пасть сатаны. В своей жизни, нередко понимая умом, зная, что это плохо, — делаем. Вот здесь воля наша должна проявиться и вера. Дай Бог, чтобы мы слушали голос совести, который останавливает нас от грехов и дурных поступков, и с радостью шли, куда нас призывает Бог: через смерть — к воскресению. Аминь.