Сегодня, 23 сентября, Православная Церковь празднует память святого преподобного Иоасафа Спасокубенского, Каменского. В миру этого угодника Божия звали Андреем, и был он младшим сыном Заозерского князя Дмитрия Васильевича Меньшого, который вместе со своей супругой Марией был известен благочестивой жизнью.
Это было время, когда Русь изнывала от непрекращающихся братоубийственных войн между русскими князьями. Но сын князя Заозерского Андрей, воспитанный в любви к духовной жизни, к этой самой жизни и потянулся, добровольно отрекшись от мирской суеты. В возрасте 20-ти лет он стал иноком Спасо-Каменной обители, что и ныне находится на небольшом уединённом острове Каменном, расположенном среди вод обширного Кубенского озера (Вологодская область).
В обители Андрей принял постриг с именем Иоасаф и до конца дней своих уже не покидал остров. Братия запомнила молодого монаха благодаря его полному послушанию, которое он неизменно оказывал игумену, духовному наставнику и всем остальным насельникам обители. Он полюбил Бога настолько, что полностью отрёкся от всего земного. Кротость, смирение и усердная молитва стали его оружием в духовной брани. И он достиг такой степени совершенства, что ещё при жизни сподобился явления самого Спасителя. Это произошло во время того, как монах Иоасаф пел в своей уединенной келии псалмы. Господь, явившись, сказал святому: «Мир тебе, возлюбленный угодник Мой!». Инок в страхе тогда спросил Спасителя о том, для чего Он явился ему, на что Господь ответил: «Видишь ли эту окрестную пустыню? Ради тебя всю ее наполню пустынниками, славящими имя Мое».
Преподобный Иоасаф прожил на земле не долго: всего через пять лет жизни в монастыре от самоотверженных трудов и строгого воздержания (в последний год жизни он причащался еженедельно, а после постился целую неделю) святой тяжело заболел, но переносил свои страдания с радостью и благодарностью Господу. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы он причастился Святых Христовых Тайн. А через день, в присутствии плачущей братии, с неизменной молитвой на устах мирно отошёл ко Господу. Молитва его при этом была спокойной и радостной — святой на смертном одре просил у Бога милости к себе и к любимой его сердцу обители. Скончался преподобный без страха, но как бы предвкушая грядущую вечную жизнь. Ему было всего 25 лет…
Что можем мы почерпнуть из жизненного примера этого святого отшельника? Очень многое. Вот то, что он сразу же и бескомпромиссно окунулся в духовную жизнь — не достойно ли это подражанию? Однако прожил он в монастыре всего пять лет… Не было ли такое рвение следствием простого новоначалия? Конечно, нет. Как повествует житие, была у молодого подвижника своя суровая духовная брань, из которой он вышел победителем. Значит всё дело в том, что он полюбил Бога, и любовь эта стала для него самым главным, самым ценным в жизни. Любовь эта не окончилась с окончанием периода новоначалия (как это часто, к сожалению, бывает), не превратилась у сухую обыденность, а, благодаря рвению, окрепла и вознесла подвижника к такой высоте, что даже смерть, такая пугающая для многих, виделась ему радостной дверью в вечное Царство Небесное.
Так поётся о святом Иоасафе в тропаре ему: «Яко древо насажденно при водах воздержания, струями слез твоих напаяем…» Вот в чём ключ: воздержание, кротость, смирение, послушание и, конечно, слёзная, покаянная молитва питали эту любовь, эту веру. А как часто вера покидает человека, слабеет, и можно сказать, что вот так печально заканчивается любовь к Богу. Может быть, человек шёл к Богу лишь отчасти, не стерпел трудностей (ведь несение креста никто не отменял), испугался расставания с такими «приятными» (что греха таить) страстями… Но, как сказал однажды епископ Тихон (Шевкунов) со слов двух известных старцев: самая страшная болезнь современного христианского общества — это именно неверие. Неверие, как верность, но не во всём; как любовь, но не сильная, не самоотверженная.
Что тут скажешь? Страшно и уныло быть христианином уклоняющимся от своего креста: и хочется быть со Христом, но и жалко отказываться от привычной жизни, жалко вообще посвящать свою жизнь той же молитве! Как это преодолеть? И вот, празднуемый ныне святой Иоасаф, кроткий, послушный и (самое главное) усердный подвижник, показывает нам, что нужно сделать для того, чтобы перестать бояться страданий, перестать бояться рвать отношения с привычным течением жизни, и полюбить Бога так, чтобы сама смерть превратилась в праздник долгожданной встречи с Господом после долгих и плодотворных духовных трудов.