20 сентября 2017 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкой церкви) города Казани. По окончании праздничной вечерни глава Татарстанской митрополии обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Что за праздник сегодня мы с вами празднуем? Лучше, чем сказано в церковных песнопениях, не скажешь, ибо это вдохновенные слова святых отцов. В кондаке праздника говорится: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея».
Представьте себе родителей Пречистой Девы Марии. Жила благочестивая чета Иоакима и Анны. В традиции еврейского народа и по сей день чадородие считается благословением Божиим. Так было и на Руси у православных. Почему были большие семьи? Потому что это считалось исполнением апостольских слов: «жена … спасется через чадородие» (1Тим. 2:14-15)… Иоаким и Анна были очень благочестивыми, они жили праведной жизнью. Это не были некие праведники-фарисеи — это были праведники в простоте своего сердца. Исполняли заповеди, данные Богом, творили добро, были милосердны, постоянно молились, ходили в своей жизни как пред Всевидящим Богом. Но не было у них детей и нередко им приходилось слышать, что в чем-то они согрешили, что-то у них не так, они какие-то прегрешения имеют, раз Бог затворил чрево праведной Анны и обесплодил семя Иоакима.
Они люди, хотя и праведники. Они верили в Бога и любили Его, но в какой-то степени в душе их были ропот и непонимание: «Боже, что же Ты делаешь с нами? Зачем Ты отдаешь нас на поношение? Где дети наши?» И чем старше, тем больше скорбь. Они понимали, что наступает период, когда уже по физической природе они станут неспособными к деторождению. Есть повествование, что когда они увидели, как птица вьет гнездо и высиживает птенцов, это навело их на горькую мысль. И обратились тогда к Богу: «Господи, посмотри: даже птица небесная имеет деток и заботится о них. А мы?» Но там, где бессильна природа, действует сила Божия, там побеждаются естества уставы.
Удивителен при рождении Богородицы особый перст Божий: уже потерявшие надежду супруги обретают ребенка. Страх и трепет у Анны, она боится даже себе в этом признаться. Долго она таилась, но всё же поделилась со своим мужем. Были величайшая радость и надежда. Но каково же было счастье, когда от неё родилась Та, Которая станет Матерью Бога.
В канун праздника Рождества Богородицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Пятницкой церкви города Казани
Встаёт вопрос: а знали ли Иоаким и Анна, кто их Дочь и что Ей уготовано? Мне кажется, некая Божественная весть была им дана. Наступит время и мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. И здесь будет видна печать Божия на этой юной девочке, когда она взойдет по высокой лестнице в храм, а затем войдет во святая святых — в алтарь, куда только первосвященник один раз в год имел право входить.
Рождество Пресвятой Богородицы — заря нашего спасения. Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, и дал благословение, и упразднил смерть, и даровал живот вечный. Нередко задают вопрос: почему у вас так много праздников и что они означают? Если бы мы знали нашу духовную историю, Священное Писание, то не относились бы так легкомысленно к этим праздникам, тогда торопились бы в эти праздники пойти в храм Божий. Для чего мы идём в церковь, особенно в праздники, как в день сегодняшний? Мы торопимся, чтобы здесь через молитвенное общение порадоваться рождению Той, Которая станет Матерью Бога, Той, Которая станет Царицей неба и земли, Той, Которая станет честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим — Пречистой Девы Марии. Мы бы шли с трепетом в храм и мысленно вместе с Иоакимом и Анной, родителями Богоматери, преклонили колена перед рожденной Матерью Бога. И преклонив колена сердца своего у Её святой иконы, обратились:
«Матерь Божия! Прошло более двух тысячелетий со дня Твоего рождения, со дня рождения Твоего Сына и нашего Бога Иисуса Христа, со дня Его крестной смерти, Воскресения и Вознесения. Но заповеди, которые Твой Сын оставил нам, по-прежнему касаются нас. Слишком сильно волнуется житейское море, по которому сейчас мы путешествуем, слишком высоки волны, слишком много соблазнов. Но мы выжили, прошли через толщу веков, через горнило испытаний — особенно на нашей матушке-Руси, где весь XX век проливалась христианская наша кровь. Мы выжили как Церковь, еще раз на себе испытав верность слов Сына Твоего: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).
Но мы слабы. Слишком много искушений, слишком много напастей, слишком много было сделано для того, чтобы уничтожить корень веры в сердце нашего народа, на Руси. Нас ещё малая горстка ныне стоит в этом храме перед Твоей святой иконой, перед святым алтарем. И мы об одном просим Тебя: Пресвятая Богородица! Призри на нас ныне с высоты небесной, посмотри на Землю Русскую, на нас, живущих на Земле Казанской, дай нам силы воспрянуть в вере, дай нам силы наших детей и наших близких привести к поклонению Сыну Твоему, к исполнению Его заповедей!»
Поверьте, наша молитва будет непременно услышана Царицей Небесной, особенно в дни, когда почитается Её память, ибо для Неё нет ни расстояния, ни времени. Мы глубоко верим, что Она сейчас с нами — и в образе Казанском, и в образе Седмиезерном, и во многих других. Мы должны прибегать к Ней с верою и любовью и тогда получим утешение, радость сердца, силу и крепость быть верными чадами Церкви Святой, нашей Русской Православной Церкви. С праздником!