29 апреля 2016 года, в пятницу Страстной седмицы, день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню Великого Пятка в Никольском кафедральном соборе города Казани. После поколения Святой Плащаницы митрополит Феофан обратился к верующим с архипастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Удобнее молчание, хотя по Уставу Церкви в этот момент, после выноса Плащаницы, подобает сказать некое слово. Но какое слово можем сказать мы, когда Источник Слова, Творец и Само Слово возлежит во гробе?
2000 лет назад свершилось это событие. Что это, великое злодеяние? Да, ибо люди, которых Христос исцелял и воскрешал, подняли руку на Бога. Люди, которые после воскресения Лазаря с восторгом встречали Христа, бросали под ноги Его осла одежды, цветы, ветви. Еще воздух не остыл от тех возгласов, и эти же люди орут дико, обращаясь к Пилату: «Распни! Распни Его!» Что произошло? Обезумел народ, подстрекаемый вождями иудейскими, потерял память. Когда увидели, что Он воскресил Лазаря, готовы были на руках Его нести, а теперь дикий рев: «Распни!»
Как небо выдержало? Почему земля не разверзлась до конца? Что удержало ангельские чины от того, чтобы покарать нечестивцев? В этом великая любовь Бога, Который добровольно отдает Себя в руки беззаконных людей, отдает, чтобы быть распятым и умерщвленным.
Часто мы задумываемся: неужели нельзя было по-иному спасти людей? Нет, нельзя, ибо Тот, Кто сотворил человека, воплощается и принимает зараженную грехом Адама, поврежденную природу человеческую, чтобы освятить ее. Необходимо полное исцеление, ибо была нарушена данная Богом заповедь, а за нарушение полагается тяжелая расплата. И Сын Божий, Сам Бог идет на крест. Помним ли, какой ценой мы с вами искуплены? Ценой крови Самого Бога, Сына Божия.
Стоя здесь, перед Святой Плащаницей, и мысленно переносясь в Иерусалим, к судилищу, к Голгофе, у нас появляется возмущенный вопрос: «Беззаконные люди, как вы смели поднять руку на Бога Живого! Род иудейский беззаконный, что ты делаешь!» Но они, наверное, даже менее виновны, чем мы. Всё же они ждали иного царя — царя, который бы сделал их великим народом и поставил править миром. А Иисус возвестил иное — спасение всему роду человеческому.
Мы же с вами знаем, что Христос родился, исцелял, воскрешал, был распят, воскрес и вознесся на Небо. Кажется, ничего больше нам не надо, чтобы жить так, как учил Он и ради чего Он умер. А что мы ответим? Русь Святая, чем ты можешь похвалиться? Великим сонмом подвижников? Были. Храмами? Были и строим. Святынями? Были. Но ведь была и великая смута! Мы, подобно той ревущей толпе, по всей России рушили Божии храмы, ругались над святынями, иконами, мощами. Мы убивали друг друга, гноили в тюрьмах и на лесоповалах, предавали жестокой смерти, как обезумевшие. Но были среди нас и мученики за веру, которые не отступали.
Господи, из-за нас Ты пострадал, из-за нас лежишь во гробе. А что такое мы сегодня? Где наша вера, твердость, благочестие? Где мы? И в эту минуту нас мало. Где же остальная Русь, русский народ, живущий здесь, в Казани? Боже, и здесь нас мало!
Что хотелось бы сказать у Твоей Святой Плащаницы? Мы верим Тебе и любим Тебя, нашего Бога и Спасителя. Но мы немощны, больны духовно, уязвлены грехами. Лобызая Святую Плащаницу, надо принести покаяние, ибо больше у нас ничего нет. Господь сподобил нас в день сегодняшний постоять у Плащаницы и, если угодно будет Богу, мы встретим Светлое Воскресение. Есть время еще, но мы помним слова Божии, что внезапно придет Его Суд. Поэтому проснись, народ, опомнись и стань на дорогу веры своих отцов. Молись, храни веру, живи благочестиво, дабы не быть нам отверженными богоборцами и богоубийцами.
Стоя у Святой Плащаницы, будем думать: «Боже, милостив буди мне, грешному». И вместе с разбойником обратимся и скажем: «Помяни нас, Господи, во Царствии Своем». Аминь.