Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда административных зданий. Ансамбль Никольского собора является объектом культурного наследия Российской Федерации и городской достопримечательностью.
История храма имеет многовековую историю, так как на месте Никольского кафедрального собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь — сведения о времени ее строительства расходятся: дата на антиминсе — 1696 год, в клировых ведомостях указывался 1703 год. Судя по архитектурным формам и декору храм построен, скорее всего, в середине XVII веке, другие даты, очевидно, относятся к обновлению храма. Колокольня Покровской церкви выстроена, вероятно, в 20-30-е года XVIII века. В 1883 году старая Николо-Низская церковь была снесена и к 1885 году выстроена заново. В 1892 году обновлена и Покровская церковь, именно тогда она стала пятиглавой. Редкий случай, что придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм со временем стали называть Никольским. В 1857-1862 годах рядом с церковью был выстроен двухэтажный каменный дом притча.
Исполняется 70 лет со дня возобновления богослужений в Никольском соборе города Казани
Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка. Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма. Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах.
Покровская церковь одна из самых старинных в Казани: пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря. Внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу: здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересная тем, что их выполнил известный художник Василий Турин — прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в.
Живопись — не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. Из-за массивных круглых расписных столбов складывается впечатление основательности и устремленности вверх. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах.
Еще одна особенность Никольского собора — «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко.
Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей.
Никольский храм — придел древней Покровской церкви был построен уже в XIX веке. Возведен он был на месте одной из самых старинных церквей города — Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине — под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 году. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский придел, довольно протяженный и узкий, увенчан лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Светло-зеленые стены храма гармонируют с солнечным тоном Покровской церкви. Никольский храм тональностью напоминает о весне (праздник святителя Николая Чудотворца — 22 мая по н.ст.), а Покровский — о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября).
Никольский храм более многоцветен и светел, чем Покровский. Внутренняя галерея храма завершается невысоким, торжественным иконостасом, над царскими вратами роспись, напоминающая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В обрамлении настенных узоров сюжеты двунадесятых праздников и сцены из жития святителя Николая Чудотворца. Особый колорит интерьеру храма придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, словно танцуя в многоярусном паникадиле, придавая всему праздничный вид.
Здесь многие родились духовно
Никольская церковь считалась очень современной. Она одной из первых в епархии, в 1901 году была подключена к электричеству. Тогда это казалось уникальным явлением. Ведь даже Благовещенский кафедральный собор получил искусственное освещение годами позже. Приход даже обложили особым налогом за то, что пользование электричеством наносит ущерб епархиальному свечному заводу.
Храм по указу властей был закрыт в 1930 году, но в суровые военные годы, когда вся страна стала искать опору в истинной вере, его открыли. Прошение о возобновлении богослужений в соборе подавал Казанский архиепископ Гермоген (Кожин), в обращении он указывал, что в Казани действует всего одна кладбищенская церковь. С 1946 года Никольский храм получил статус кафедрального собора. В том же качестве остается и поныне. Приставной престол Никольского собора для совершения ранних литургий освящен в честь 40 севастийских мучеников.
Храм хоть в размерах и уступает другим кафедральным соборам столицы, но необычайно красив и отличается мягкостью красок: золотые купола оттеняются светлыми тонами зеленого, желтого и голубого. Ажурные кресты над куполами собора со стороны улицы Профсоюзной видны как на ладони, через них просматривается набережная Булака, необычно праздничный вид придают церкви четыре боковых купола, раскрашенные «в шахматном» порядке бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.
Большой приход Никольского кафедрального собора сегодня живет духовно богатой жизнью. Здесь функционирует одна из самых крупных в Казани воскресная школа, учащиеся проводят вместе праздники, совершают паломнические поездки. При соборе действует большая библиотека, ведет свою работу Сестричество милосердия во имя святителя Николая Чудотворца и Общество трезвости.
В настоящее время в соборе хранятся многие казанские святыни: чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря Казани); образ Божией Матери «Всеблаженной», отмеченный мироточением; икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; икона Божией Матери «Всецарица»; чудотворная икона святителя Николая; икона блаженной Ксении Петербургской и праведной Матроны Московской и многие другие святыни. Также стоит отметить иконы преподобного Сергия Радонежского и праведного Симеона Верхотурского с частицами мощей.
Богослужения совершаются ежедневно: 8.00-Литургия, 17.00— вечернее богослужение. В воскресенье: ранняя литургия — 6.30; поздняя — 8.30.