22 марта 2017 года исполнилось 70 лет со времени возобновления богослужений в Никольском кафедральном соборе города Казани.
Существовавшая в Казани с 1565 года (времен Казанского архиепископа святителя Германа) приходская Николо-Низская церковь (включавшая в свой комплекс также и Покровский храм) была закрыта в ходе антицерковной борьбы в октябре 1929 года.
В условиях временного «потепления» в отношении к Церкви и верующим в военные и послевоенные годы рукоположенный 18 февраля 1946 года на Казанскую кафедру епископ Казанский и Чистопольский Гермоген (Кожин) обратился к властям с ходатайством об открытии этого храма. 6 ноября того же года последовало постановление Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР с разрешением на открытие бывшей Николо-Низской церкви. Новому храму был присвоен статус собора, и уже 21 ноября 1946 года была зарегистрирована община верующих Никольского собора города Казани.
22 марта 1947 года — 70 лет назад — состоялось торжественное освящение возрожденного храма, совершенное епископом Гермогеном.
Согласно данным из отчета уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по ТАССР тов. Горбачёва за 1 квартал 1947 года, первоначально освящение было назначено на воскресенье (23 марта), однако под давлением властей, желавших воспрепятствовать участию в богослужении большого количества верующих, оно было перенесено на субботу (22 марта) — день памяти 40 мучеников Севастийских. Эта дата и стала днем второго рождения Никольского храма, ставшего кафедральным собором Казанской епархии. В память об этом событии в честь святых мучеников Севастийских был освящен второй престол главного соборного алтаря.
История собора уходит своими корнями в далекий 1565 год. Тогда на этом месте находился деревянный храм, именуемый «церковью Николы Боровского». Позднее, в конце XVII века, вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь. В 1883 году старую Николо-Низскую церковь снесли, а в 1885-м на ее месте построили новое здание. В 1892 году обновилась и Покровская церковь — именно тогда она стала пятиглавой. Это был тот редкий случай, когда придел превосходил по размерам основной престол, поэтому храм со временем стали называть Никольским.
Церковь закрыли по указу властей в 1929 году. Но в суровые военные годы страна вспомнила о Боге, и 22 марта 1947 года Никольский храм после долгих шестнадцати лет поругания был открыт вновь, получив статус кафедрального собора. По свидетельству Виктора Андреевича Лошадкина, храм в то время представлял собой печальное зрелище.
— Это первый храм, в который я пришел. Было это в 1946 году. Церковь тогда находилась в разрушенном состоянии: росписи и царских врат не было, кругом облезшие стены… Здание использовалось как склад — там хранились проволока, трубы, арматура. Мы, верующие и неравнодушные, начали потихонечку приводить здание в надлежащий вид. Вдруг подъехала машина, и вышел митрополит Гермоген. Он зашел в алтарь, где у нас с ним произошел короткий разговор. «А вы кто?» — «Бывший иподиакон Высокопреосвященнейшего митрополита Серафима». — «Что вы умеете делать?» — «Что угодно. Могу заниматься монтажными работами, могу работать с металлом». — «Будете помогать?» — «Конечно. Для этого сюда и пришел». Вот так я и остался в Никольском храме, потом иподиаконом был у митрополита. Я выделяю эту церковь среди других, потому что вся моя молодость прошла в ее стенах. Мы ее возродили почти из пепла, и я привык к ней. Мы с ней неразлучны, как муж и жена, — говорит Виктор Андреевич.
— Когда приняли решение открыть храм, то он был в неприглядном состоянии. Внутри лежали трубы, рельсы, шпалы, бочки, проволока. Мы нанимали машину, чтобы все это вывезти. Затем вывозили мусор и мыли стены. Приводить храм в порядок помогали верующие. Они приходили к нам, потому что идти-то больше некуда было — все храмы были закрыты. Настоятелем был тогда митрофорный протоиерей Василий Яхонтов. Когда церковь привели в порядок, то пригласили художников и живописцев из Москвы, которые сначала расписали алтарь, а затем стены, — вспоминает почетный настоятель Никольского собора протоиерей Николай Ушаков.
По воспоминаниям Анны Абрамовой, которой было тогда девять лет, новость об открытии храма очень обрадовала верующих, поэтому они с большим энтузиазмом принялись его восстанавливать. «Мама плакала от радости!». В то время было много священников, желающих совершать богослужения, а псаломщицами стали две женщины из репрессированных — Параскева и Иустинья, с ревностью служившие Богу.
Прошение о возобновлении богослужений в соборе подавал епископ Казанский и Чистопольский Гермоген (Кожин), который отметил, что в Казани действует всего одна церковь — кладбищенская. В 1946-1947 гг. Никольский храм получил статус кафедрального собора, который сохраняется и поныне. Приставной престол Никольского собора для совершения ранних Литургий освящен в честь Сорока Севастийских мучеников.
В советские годы, когда в Казани функционировали лишь несколько храмов, Никольский собор являлся бесценным светочем христианской веры. Храм на центральной улице города — Проломной, переименованной в 1930-м в улицу Баумана, и в советские годы остался символом веры в торжество духовности. Именно сюда впоследствии стали доставлять чудотворные иконы, которые вернули к вере многих горожан.
И в настоящее время Никольский храм посещает большое количество верующих. Он по праву называется народным, ведь сюда приходят не только казанцы, но и жители сел и деревень. Жизнь многих верующих связана с Никольским собором: не одно поколение казанцев приняло здесь крещение и повенчалось. Для многих этот храм стал родным.
Верующие считают Никольский собор намоленным и при любой возможности спешат сюда на богослужения. Здесь чувствуется особая помошь Пресвятой Богородицы и святителя Николая.