Публикации

Бог живых

  Количество просмотров

У каждого человека есть люди, которыми он дорожит. В первую очередь к ним относятся родители и близкие родственники, а также друзья. Для них мы готовы сделать многое, да и сами в трудную минуту ждем от них помощи и поддержки. Но может случиться так, что близкий человек уйдет из этой временной жизни. Что тогда? Бывает, что такое событие меняет людей и порою ломает их жизнь. А случается, что смерть близкого человека приводит человека к Богу. Тогда может возникнуть вопрос: что говорит Церковь о смерти? Как преодолеть отчаяние и продолжать жить?

В Евангелии Господь говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мф 22:32). Из этого следует, что человек, умирая, обретает иную жизнь — вечную. Человек потерял первозданный рай, но призван к тому, чтобы его снова наследовать. Согласно учению Церкви, душа человека после смерти идет к Богу в райскую обитель или же «в геенну огненную, где плач и скрежет зубов» (Мф 8:11). Поэтому Церковь совершает моления об умерших и приносит бескровную жертву об их упокоении, чтобы по молитвам верующих душа человека наследовала Царство Небесное.

В Церкви есть особые дни поминовений усопших, которыми являются третий, девятый и сороковой день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и в образ Пресвятой Троицы. Поминовение умершего в девятый день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые ходатайствуют о помиловании преставившегося. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Церковь совершает поминовение усопших и в годовщину их смерти. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни. Также в церковной практике существуют Вселенские родительские субботы — дни для торжественного и всеобщего поминовения всех от века по вере преставившихся. Такими днями вселенского поминовения являются Мясопустная суббота, Троицкая суббота, родительские субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста и Радоница.

Само слово «радоница» говорит нам о какой-то радости. Но что же это за радость, и почему мы празднуем Радоницу через девять дней после Пасхи? Думаю, что даже несведущему в этом деле человеку несложно ответить на данные вопросы.

Как известно, неделя после Пасхи называется Фоминой или Антипасхой. В эту неделю Святая Церковь воспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отличался в вере особой требовательностью, и отказывался верить в Воскресение Христа, пока сам его не увидел. Во вторник после Фоминой недели, на Радоницу, вспоминается сошествие Иисуса Христа во ад и победа Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем. В этот день также разрешается совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц. И это обязательно должно принести верующему радость, так как в течение Пасхальной недели заупокойные ектении не произносятся и панихиды не служатся. Но еще большая радость состоит в том, что мы приходим в этот день на могилы своих родных, чтобы поделиться с ними вестью о Воскресении Спасителя душ наших.

В этот день с недавних пор принято класть на могилки «угощение». Но разве усопшему нужна эта еда? Так поступают язычники. Кто читал роман «Дети капитана Гранта», помнит, как вождю племени в Новой Зеландии в могилу клали лучшие одежды и съестные припасы. Читатель осознает, что это глупое занятие, но ведь и на Радоницу происходит то же самое! Неужто и мы являемся язычниками? В таком случае важно помнить, что вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. И приходя в этот день на кладбище, каждый христианин призван в первую очередь помолиться об усопшем с верой, что Господь примет наши молитвы и простит усопшему его нераскаянные грехи.

Смерть близких всегда является нелегким испытанием, но и оно преодолевается, если человек с Богом. Так постараемся же не быть язычниками, но быть сынами Божиими, находящимися в непрестанной молитве не только за себя и живых близких, но и за усопших отцов и братьях наших.

Вернуться к списку

Последние добавления