Публикации

Антипасха. Фомино воскресенье

  Количество просмотров

Почему «Антипасха»?

Вторая неделя по Воскресении Христовом называется Неделей Антипасхи. Название звучит несколько странно для русского уха и вызывает ассоциации с чем-то противоположным Пасхе. На практике же в греческом языке приставка «анти» может иметь несколько значений. В данном случае ей ближе всего по смыслу слово «вместо». Соответственно, «Антипасха» переводится как «вместо Пасхи», то есть праздник приходит на смену Светлой седмице, является ее логическим продолжением. Этот день также называют Новая Неделя, Фомина Неделя или Неделя Фомы.

Первое упоминание о праздновании Антипасхи встречается уже во второй половине IV века. В то время крещение новых членов Церкви происходило всего несколько раз в году, в том числе в Великую субботу и в день Христова Воскресения. После совершения Таинства Крещения новообращенные надевали белые одежды, которые снимали только в праздник Антипасхи. Может, еще и поэтому Пасхальная седмица называется Светлой.

Предыстория праздника

В этот день Церковь вспоминает два чудесных явления Христа своим ученикам. Впервые Господь предстал перед апостолами вечером, сразу же после Своего Воскресения. При этом среди них не было апостола Фомы. Когда Фома услышал, что Христос воскрес, он усомнился в этом и сказал, что поверит в это только тогда, когда увидит раны Учителя.

Спустя неделю Иисус является вновь и предлагает Фоме осмотреть свои язвы, после чего тот восклицает: «Господь мой и Бог мой!». Далее Христос, как бы обращаясь к грядущим поколениям христиан, говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Историю с исповеданием Фомы тщательно обходят как люди, отрицающие Божественность Христа, так и те, кто настаивает на том, что Спаситель был только Богом, но не человеком. Для православных этот эпизод — подтверждение двух природ Иисуса — Божественной и человеческой. Ведь, с одной стороны, Он воскрес телом, со шрамами от ран, а с другой — имел сверхъестественные свойства, и закрытые двери и стены не являлись для Него преградой.

Роль апостола Фомы в распространении христианства

Опять же, в русском языке выражением «Фома неверующий» характеризуется человек, сомневающийся в очевидном. Но для Церкви Фома — это апостол, который обратил в христианство, пожалуй, большую и наиболее населенную часть известного евреям мира. Он прошел с проповедью все земли, которые мы сегодня называем Ближним Востоком, а также Эфиопию, Индию и, возможно, Китай. В Индии Фома принял мученическую смерть. По преданию, апостол был пронзен пятью копьями, за то, что обратил в веру Христову сына и супругу одного из индийских правителей.

Многие справедливо называют христианство религией парадоксов, и жизнь апостола Фомы — ярчайшее тому подтверждение. Казалось бы, скептик, не принимавший ничего на веру, в итоге проявил нечеловеческое рвение в проповеди и, не колеблясь, отдал жизнь за Спасителя. По Божией воле впервые именно скептик узнал во Христе Бога. Более того, Фоме было суждено засвидетельствовать воскресение Богородицы.

После смерти Девы Марии Иоанн собрал всех апостолов в Гефсимании, но по каким-то причинам апостол Фома опоздал и прибыл только спустя три дня после Ее погребения. Он попросил показать место захоронения Матери Божией, чтобы попрощаться с Нею. Но когда гроб открыли, то вместо Богородицы все увидели только погребальные пелены. Именно благодаря этому случаю Церковь узнала о воскресении Девы Марии прежде всеобщего воскресения.

Традиции, связанные с Неделей апостола Фомы

У восточнославянских народов с наступлением Антипасхи разрешалось вступать в брак впервые после Великого поста. Начиная же со вторника Фоминой Недели, Церковь благословляет поминовение усопших, называя этот весенний день Радоницей. Наконец, Антипасха является символом обновления всего сущего Спасителем и предвестником будущего всеобщего воскресения.

Вернуться к списку

Последние добавления