Кряшены — небольшой православной народ, проживающий в Республике Татарстан испокон веков. Отличительной чертой кряшен считается то, что Православной христианство для этого народа не просто религия предков, а ещё и основа культуры. Но годы советского забвения не обошли стороной и кряшен, которые долгое время были лишены и своего духовенства, и храмов. Сейчас духовные традиции этого народа постепенно возрождаются. Понемногу строятся новые храмы, появляются священники из числа кряшен.
О духовной жизни кряшен, о возрождении Евангельской проповеди среди них рассказывает священник Димитрий Сизов, настоятель храма святителя Никола Чудотворца в селе Кряш-Серда. 25 июня храму этому исполняется 10 лет со дня открытия.
— Отец Димитрий, для начала расскажите об истории строительства храма святителя Николая в селе Кряш-Серда — с чего всё началось, кто был инициатором строительства, какие трудности возникали, и как вы их преодолевали?
— О трудностях ничего рассказать не могу, так как я приехал на все готовое. Инициатором строительства является уроженец этого села Николай Мухин, на тот момент владелец строительный фирмы. Достоин упоминания тот момент, что помимо церкви Николай Алексеевич выстроил дом для священника, что является крайне редкой практикой.
До этого в селе никогда не было своей церкви. До революции Кряш-Серда (в дореволюционных источниках Верхняя Серда) была приписана к приходу Русской Серды (Нижняя Серда). Согласно источникам, с начала XX века к церкви Русской Серды назначались священники уже из кряшен, так как они могли совершать богослужения, как на церковно-славянском для жителей русского села, так и на церковно-кряшенском для кряшен. Людям запомнился последний священник Алексий Федоров, который был убит в 1948 году. Как вспоминают старожилы, священник возвращался с крестин, а по другой версии — с продажи коровы в Рыбной Слободе. Как бы то ни было, злоумышленники соблазнились на деньги... С этих пор прекратилось богослужение, а в 70-е годы исчезла Русская Серда. В Кряш-Серде единственными проводниками христианской проповеди и христианского свидетельства оставались пожилые женщины, которые чувствовали на себе ответственность за передачу христианских традиций. Вспоминаю свой приезд 25 июня 2006 года. Ко мне подошла пожилая женщина по имени Мария и сказала: «Я очень долго молилась о том, чтобы мне не умереть без того, чтобы передать эстафету христианского свидетельства, а теперь я спокойна». Тогда по юности я не отнесся к этим словам серьезно.
— Расскажите немного о строительстве кряшенских храмов на территории Татарстана. Как по-вашему: хватает ли уже имеющихся храмов или нужны новые?
— На мой взгляд, ощущается острая нужда в городских храмах. Кряшены компактно проживают в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе, Пестрецах, Елабуге, Заинске и Мамадыше. И только в Казани с 1989 года по инициативе управляющего Казанской епархией основан кряшенский приход, а с 1996 года приход имеет свой храм. Вот уже много лет со дня образования приход возглавляет маститый протоиерей отец Павел Павлов. В Нижнекамске и Набережных Челнах в 90-е годы была идея создания приходов, но в силу разных причин эта идея не была осуществлена. На сегодняшний день зарегистрированы четыре новых городских прихода, ведется работа по получению земельных участков. Что касается сельской местности, то, по моим ощущениям, не хватает храмов еще в десяти населенных пунктах. Но основная головная боль — это нехватка кряшенского духовенства. 15 сельских церквей не имеют своего священника.
— Расскажите немного о богослужении на кряшенском языке: для чего это нужно, и как развивается это служение в наши дни?
— С точки зрения миссионерства наилучший способ передачи Евангельской проповеди — это передача её на родном, понятном народу языке. А в этно-социальном плане богослужение на родном языке для кряшен является сильным консолидирующим фактором. Таких сильных факторов у кряшен, на мой взгляд, два: этническая культура и свой извод Православия. Все это дорого, наверное, каждому кряшену.
Богослужение на церковно-кряшенском языке в нашем регионе возобновилось лишь в 1989 году. Можно говорить о том, что на шесть десятилетий, начиная с 30-хх гг., практически была забыта церковной властью ее кряшенская паства. В этот период, если и появлялись кандидаты из кряшен для принятия священного сана, то они все направлялись в русскоязычные приходы. Внимание этому вопросу начал уделять ещё предыдущий глава митрополии. Этот вопрос на контроле и у нынешнего правящего Казанского архиерея митрополита Феофана. По большему счету у нас все имеется для совершения богослужений. Мы пользуемся переводческими трудами незабвенного Николая Ивановича Ильминского и его сподвижников, так как язык за сто с лишним лет мало изменился. Кстати, в этом году исполняется 125 лет со дня преставления Николая Ильминского.
— Есть мнение, что Православие является важной частью культуры кряшен. Если, допустим, кряшен не исповедует Православие, то каковы его шансы сохранить национальную самоидентификацию?
— Действительно, Православие пронизывает кряшенскую народную религиозность и культуру, несмотря на то, что эти сферы уходят своими корнями в далекое языческое прошлое. Мне трудно авторитетно судить о сохранении этнического самосознания и идентичности вне Православия, об этом должны сказать этнографические и иные исследования. Но мне представляется, что вне Православия это сделать не возможно.
— Каков процент воцерковлённости среди тех, кто считает себя кряшенами? Какая работа по этому вопросу сегодня ведётся в митрополии и в «Кряшенской духовной миссии»? Чего бы хотелось ещё достичь?
— Процент воцерковленных среди кряшен очень низок. Если по свидетельству дореволюционных миссионеров поволжские народы: чуваши, удмурты в начале XX века находились в худшем религиозном состоянии, чем кряшены, то теперь картина противоположная. Виной тому, в том числе, обучение сельских кряшен в татарских национальных школах. До 70-хх годах доля сельского кряшенского населения была подавляющей. Выросли поколения не знакомые с кряшенской религиозной и иной литературой и письменностью, с отсутствием культуры чтения на своем наречии. Сказалось также, конечно, отсутствие или малочисленность духовных лидеров в кряшенских селениях. Хотя были среди кряшен и люди высокой духовности. Например, прошедший лагеря и тюрьмы иеромонах Алексий (Маринин), умерший в Казани в 1961 году.
Церковно-общественное движение «Кряшенская духовная миссия» озадачено заботой о христианской проповеди и воцерковлении кряшен. Миссия в нынешней форме — это духовный союз неравнодушных и единомышленных людей. На данном этапе мы занимаемся изданием и распространением православной литературы и Священного Писания на церковно-кряшенском языке, созданием евхаристических общин на местах, совершением миссионерско-пастырских поездок. Занимаемся всем тем, на что у нас хватает сил. Удручает, конечно, то, что, к сожалению, на миссионерскую деятельность постоянно не хватает финансирования. Этим занимаются пока лишь энтузиасты.