Доценты кафедры церковно-певческих и музыкальных дисциплин КазПДС Людмила и Евгений Есины, заместитель заведующего регентским отделением КазПДС Елена Фуфаева и студентка II курса КазПДС Елена Иванова приняли участие в проходивших в Москве юбилейных Рождественских чтениях «1917—2017: уроки столетия», посвященных осмыслению итогов минувшего столетия, в том числе и в области церковно-певческого искусства. Данному вопросу была посвящена секция «Музыкальная культура православного мира XX—XXI вв.», состоявшаяся 26 января в здании факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова.
Бессменным руководителем секции на протяжении 25 лет является ученый, доктор искусствоведения, профессор Татьяна Владышевская. В числе 15 докладчиков, выступивших на секции, были представители российских и зарубежных вузов. Директор музыкального издательства «Musica Russica» Владимир Морозан и профессор Лиссабонского университета Светлана Полякова рассказали о сохранении национальных певческих традиций в русском зарубежье XX—XXI вв., а профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский — об удивительной красоте музыке, являющейся выражением духовной жизни человека. Как говорили святые отцы, дух творит себе формы. То есть красоту Божьего мира до людей может донести только тот, кто имеет доброе сердце и чистые помыслы.
Доклад заместителя заведующего регентским отделением КазПДС Елены Фуфаевой был посвящен жизни и творчеству выпускника Казанской духовной академии, богослова, церковного композитора и педагога Порфирия Мироносицкого (1867—1932). Отдельное внимание в докладе было уделено его малоизвестному произведению — «Акафисту в честь явления образа Пресвятой Богородицы во граде Казани». Музыкальными иллюстрациями к докладу послужили записи нескольких икосов акафиста в исполнении хора регентско-катехизаторского отделения Казанской духовной семинарии.
4 икос акафиста
5 икос акафиста
10 икос акафиста
— Еще в 1914 году современник Порфирия Мироносицкого профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Бронзов писал: «Такой акафист следовало бы раз-два в год петь в Казанском соборе и именно Свято-Владимирским воспитанницам с их особенной настроенностью религиозной». Профессор имел в виду Казанский собор города Санкт-Петербурга, но мы надеемся на то, что этот акафист прозвучит и в соборе, ныне возрождаемом нашим владыкой Феофаном на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы во граде Казани, — говорит Елена Фуфаева.
Нужно отметить, что творчество выпускника Казанской духовной академии Порфирия Мироносицкого заинтересовало многих участников конференции. Исполнение его произведения хором регентского отделения под управлением Людмилы Есиной вызвало живой отклик и было высоко оценено специалистами.