Персоналии «Н»

Архимандрит Иннокентий (Новгородов)

  Количество просмотров

Иннокентий (Новгородов) (1823 — 1868), архимандрит, ректор Казанской духовной академии

В миру Новгородов Иван Матвеевич, родился в 1823 году в селе Рудкине Воронежского уезда и губернии в семье священника.

В 1847 году окончил Воронежскую духовную семинарию по I разряду, в 1851 году — Киевскую духовную академию.

24 июня того же года пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий ректором академии архимандритом Антонием (Амфитеатровым), а 29 числа того же месяца рукоположен в сан иеродиакона.

30 августа 1851 года рукоположен в сан иеромонаха Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым) и назначен профессором Екатеринославской духовной семинарии.

7 сентября 1852 года утверждён в степени магистра богословия и определён профессором и инспектором в Саратовскую духовную семинарию.

В начале 1854 года переведен инспектором в Казанскую духовную семинарию, 23 сентября назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Во время его ректорства вызвала резонанс история, связанная с неправомерным использованием средств, выделенных Святейшим Синодом на восстановление семинарских зданий на ул. Воскресенской, сгоревших еще в 1842 году (с тех пор семинария размещалась в бывшем здании духовного училища).

30 октября 1855 года назначен ректором Казанской духовной семинарии.

31 марта 1864 года определён ректором Казанской духовной академии. П. В. Знаменский в «Истории Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования» дал резко отрицательную характеристику отцу Иннокентию, который находился в конфликте со многими преподавателями.

27 февраля 1867 года утверждён профессором Казанской духовной академии. Исполнял и многие другие, соединенные с означенными, должности.

В молодости отец Иннокентий заболел туберкулезом, с 1866 года болезнь усилилась, с начала 1868 года он фактически не руководил академией.

Скончался 20 мая 1868 года от чахотки. Отпевание совершил архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) в сослужении многочисленного духовенства. Погребён с левой стороны церкви Ярославских чудотворцев ближайшего к академии Арского кладбища. Могила и оригинальный памятник, выполненный в форме аналоя с крестом и закрытой книгой, сохранились.

Сочинения

Автор нескольких трудов по различным разделам богословия, церковному праву, литургике и др. Печатал свои сочинения во время ректорства в академии в журнале «Православный собеседник» и отдельными оттисками. Как правило, работы публиковались анонимно, их авторство было установлено по составленной Знаменским библиографии. Знаменский обвинял о. Иннокентия в том, что он не изучал новейшее богословие, что его труды "отзывались какой-то крайней средневековщиной, формалистикой и скукой". Тем не менее Знаменский отмечал его трудолюбие и добросовестность, отличное знание греческого и особенно латинского языка и патрологии. Его статьи были основаны прежде всего на изучении произведений лат. святых отцов и деяний Вселенских Соборов. Самый обширный труд — «Богословие обличительное» (Каз., 1859-1864. 4 т.) — представляет собой изложение догматов всех основных христианских конфессий, их разногласий между собой. Материал подан без тенденциозности, излишнего обличительного пафоса, в форме, доступной для читателей без специального образования.

Публикации

  • Богословие обличительное // Каз., 1859-1864. 4 т.
  • К наблюдающим за современностию // ПС. 1864. Ч. 2. № 6. С. 109-128;
  • О жен. священнодействовании // Там же. № 6. С. 177-197; № 7. С. 263-306; № 8. С. 331-354;
  • Разбор учения о не необходимости таинства крещения // Там же. 1865. Ч. 3. № 12. С. 241-283;
  • Замечания на учение реформатов о существе таинств // Там же. 1866. Ч. 1. № 4. С. 251-262;
  • Раскольническая переписка // Там же. С. 263-278;
  • Заметка о крещении в Западной Церкви посредством однократного погружения // Там же. Ч. 2. № 5. С. 71-80;
  • Замечания на учение реформатов о совершителях крещения // Там же. Ч. 3. № 11. С. 163-168;
  • О иконописании // Там же. № 10. С. 85-114; 1867. Ч. 3. № 9. С. 48-63;
  • О препровождении Великого поста по уставу Правосл. Церкви: Слова, беседы и поучения. Каз., 1867;
  • О попытках XVIII-XIX в. снабдить раскольников епископом // ПС. 1867. Ч. 1. № 1. С. 28-59; № 2. С. 94-125;
  • О таинстве священства // Там же. Ч. 2. № 7. С. 185-214; Ч. 3. № 10. С. 107-126; № 12. С. 245-284;
  • О публичном покаянии // Там же. 1868. Ч. 1. № 2. С. 97-130; № 3. С. 282-320;
  • О происхождении иерархии новозаветной Церкви // Там же. № 3. С. 187-219; № 4. С. 257-281; Ч. 2. № 5. С. 3-38; № 6. С. 83-123;
  • Важность или достоинство священника как священника // Там же. Ч. 1. № 3. С. 220-256;
  • О способе совершения и преподания таинств // Там же. Ч. 1. № 4. С. 321-330;
  • О степенях таинства священства // Там же. Ч. 2. № 6. С. 130-168; № 7. С. 169-212; Ч. 3. № 10. С. 162-192; № 11. С. 239-269.

Переводы

Отец Иннокентий сделал единственный русский перевод сочинения латинского богослова Викентия Леринского «Памятные записки» (Каз., 1863; опубл. без имени переводчика). Издал с комментариями кн. «Ермий Философ» (Каз., 1861), ставшую 2-й в России публикацией сочинения греч. апологета Ермия Философа. По рукописям Соловецкой библиотеки и др. источникам подготовил к публикации известный сборник времен патриарха Иоакима «Остен» (ПС. Прил. 1865. Ч. 1-2), трактаты братьев Лихудов «Мечец духовный» (Там же. 1866. Ч. 2; 1867. Ч. 1-3). Принимал участие в редактировании рус. перевода и подготовке к изданию деяний I-IV Вселенских Соборов (Деяния Вселенских Соборов. Каз., 1859-1865. Т. 1-4), «Постановлений апостольских» (Каз., 1864. СПб., 2002). Был главным переводчиком и издателем «Сказаний о мучениках христианских» (Каз., 1865. Т. 1). Перевел Разговор блж. Самона, архиеп. Газского, с Ахметом Сарацином о таинстве Евхаристии (Пер. с греч. по изд.: PG. 120. Col. 821-832 // ПС. 1866. Ч. 3. № 12. С. 323-333).

Награды

  • крест магистерский
  • крест бронзовый (в память войны 1853 — 1856 г.г)
  • орден св. Анны II степени с Императорской короной

Литература

  • Памяти архим. Иннокентия, бывш. ректора КазДА // ПС. 1868. Ч. 2. С. 254-264;
  • Можаровский А. Ф. История КазДС. Каз., 1868;
  • он же. Краткая ист. записка о КазДС за ее полуторовековое существование. Каз., 1869;
  • Благовещенский А. А. История КазДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881;
  • Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Каз., 1891. Вып. 1. С. 216-221, 248-250;
  • СДХА. С. 761;
  • Липаков Е. В. Казанская ДС: Ист. очерк. Каз., 2007. С. 79-80.

Использованные материалы

Николаев А. И. Список воспитанников, окончивших полній курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780 — 1880) [продолжение] // Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1882, с. 333

Некролог. (+ архим. Иннокентий (Новгородов Иван Матвеевич) // Воронежские епархиальные ведомости, 1868, № 13 неофиц. отдел, с. 439 — 440 (перепечатка с Казанских епархиальных известий)

Е. В. Липаков "Иннокентий (Новгородов)" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 17-18 http://www.pravenc.ru/text/468745.html

Вернуться к списку

Последние добавления