Церковь действует
Престолы: Феодора и чад его Давида и Константина; Николая Чудотворца; Никифора, патриарха Цареградского; Льва, папы Римского; Марфы преподобной
Год постройки: между 1796 и 1844.
Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Ершова, д. 25, корп. 1.
тел: (843)264-65-13, 238-16-58
Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани — храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).
В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм,Внутреннее убранство храма будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь Административное здание приходахранились чудотворные иконы:
— Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
— Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
— икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
— икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
— Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.
Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.
Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы:
Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.
Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края:
— архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа. Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой, как за рубежом так и в России. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал "чай". Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей. Прибытие его в Казань в 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости.
— епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося;
— иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни. Именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали “апостолом казанских инородцев”. Его особенно почитают православные кряшены. Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Среди других известных могил православного некрополя — могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся “академической” (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения “Основные религиозные начала графа Льва Толстого”.
Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах “Гражданин”, “Православное Обозрение”, “Православный Собеседник”, “Вера и разум”. Полемизировал он и со старокатоликами. Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899) , одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне — “Истории русской словесности”, “Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки” и т.д. Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбища находится могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) , автора знаменитого исследования “Наука о человеке”, посвященного христианской антропологии.
В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.
Настоятель: протоиерей Алексей Чубаков.
Клир: протоиерей Виталий Марфушкин, иерей Владислав Савкин, иерей Михаил Тимофеев, иерей Роман Мулеков, иерей Александр Киреев, диакон Димитрий Вивчар.
Богослужения совершаются ежедневно. Литургия — 8.00, вечерняя служба — 16.00. В воскресные и праздничные дни служатся две литургии: ранняя — 6.15, поздняя — 8.00.