Ещё издали, проезжая по центральной части Казани, путешествующий замечает за густыми кронами деревьев золотые купола церкви и колокольни. Это храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцев, находящийся на территории Арского православного некрополя.
Читателю, думается, небезинтересно будет узнать, почему кладбищенский храм был освящён в честь именно этих православных святых, которые княжили в местах достаточно отдалённых от нашего города. Св. князь Феодор был правнуком Мономаха и сыном смоленского князя Ростислава. С молодых лет он отличался благочестием: не ссорился, не вступал в распри, занимался чтением священных книг, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением.
Во время его правления Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили ордынские рати. На Древней Руси главнейшими добродетелями князя считались правосудие, благотворительность вместе с храмоздательством. Эти качества князя Феодора и прославляют жития его.
После смерти своей первой супруги, Феодор женился на дочери золотоордынского хана Менгу-Тимура.1 Спустя некоторое время его жена приняла православие и крестилась с именем Анны. Несмотря на почётное родство с ханом, св. Феодор нисколько не изменился к худшему и, пользуясь покровительством и уважением со стороны хана, построил в Орде несколько церквей. Казань, как один из булгарских форпостов, с первой половины XIII века входила в состав нового государственного образования — Золотой Орды.
За мужество, красоту и благородство народ нарёк князя Феодора Чермным, что значит красивый. Святой князь Феодор вёл жизнь истинно благочестивую. Старался исполнять заповеди Божии, любил святые книги, излюбленным местом его молитвы был Спасов монастырь.
Достигнув глубокой старости, князь принимает монашеское пострижение и схиму, перед смертью оставляет супруге и детям духовное завещание пребывать в мире, любви и единении:
«Бога бойтесь, и страх Его имейте всегда пред глазами вашими, не чуждайтесь церкви, святителей и весь священный и монашеский чин почитайте и любите, учению святых Писаний внимайте. Старейшин чтите, между собой в мире и любви живите, не стремитесь к хищению чужого достояния, убогих милуйте, помогайте беспомощным. Матери своей достойную честь воздавайте».
Кончина святого князя Феодора последовала 19 сентября (2 октября) 1299 года.
Родившиеся от Анны дети, Давид и Константин, наследовали благочестие отца своего. Старший сын Давид 22 года свято и богоугодно управлял Ярославским княжеством, оставив после себя сыновей Василия и Михаила. Младший сын Константин, смиренный в кротости, скончался безбрачным. Сыновья после кончины положены были подле отца своего, по их завещанию, в Спасской обители.
Святые мощи благоверных князей нетленными обретены были в 1463 году в подклети церкви Входа Господня в Иерусалим Спасского монастыря. Обретение мощей сопровождалось многими чудесами исцелений. В том же году Церковь причислила к лику святых князей Феодора и чад его Давида и Константина.
В настоящее время мощи святых пребывают в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля, даруя благодать и утешение всем страждующим.2
Имеются сведения, что ещё до постройки церкви на Арском некрополе находилась часовня. Датой же постройки храма историки считают 1796 год, взятую из более поздних клировых ведомостей3.
С 1737 по 1796 г. в Казани существовала одноимённая церковь. Она находилась на месте современного городского цирка.4 А современная выступает как её преемница.
Храм был построен как двухпрестольный (придел был освящён во имя св. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, Патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен и левый придел, освящённый заново во имя трёх святых: сет. Николая Чудотворца, сет. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена и колокольня по проекту губернского архитектора Фомы Ивановича Петонди.5 В настоящее время на колокольне восемь колоколов. Самый большой колокол (в 28 пудов или 448 кг) отлит на заводе Бакулевых (гор. Слободской, Вятская губерния) в 1876 г., другой — на елабужском заводе Шишкина (9 пудов или 144 кг); на остальных ни год, ни место отливки не отмечены.
Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к Благовещенскому кафедральному собору. Здесь обычно служили вдовые священники, переводимые из сельских приходов в награду за заслуги.
Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия кафедрального собора, кладбищенская церковь стала приходской.
Отметим, что в 1920-е годы в церкви служил известный и уважаемый в городе протоиерей Андрей Яблоков. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами рака с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращён православной общине.
Значение церкви Ярославских чудотворцев, мало чем, прославившейся в прежние годы, в истории Казанской епархии XX столетия чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 годы кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь воинам Красной Армии. В послевоенное время в этом храме окормляли православную паству епископ Казанский и Чистопольский Иустин (Мальцев) (1949 — 1950) и архиепископ Сергий (Королёв) (1950 — 1952).
К концу 1930-х годов монастыри и большинство городских храмов было закрыто, поэтому все святыни переносятся в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные образы: Смоленско-Седмиозёрная икона Божией Матери (из Седмиозёрной Богородичной мужской пустыни), Грузинская икона Божией Матери (из Раифского Богородицкого мужского монастыря), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжской Иоанно-Предтеченской женской обители), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской храма) и другие казанские святыни.
Сегодня главной святыней церкви Ярославских чудотворцев является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Другая величайшая святыня казанской земли, находящаяся в храме — это рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1555 году он возглавил новообразованную Казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей, но ещё больше потрудился как миссионер. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 г. пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов почивают в нашем храме.
Над ракой с мощами святителя Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией с той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 г. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке, и долгое время находилась на Спасской башне Казанского кремля. Собственно, и сама башня название получила от образа Спаса Нерукотворного. Сначала икона находилась в специальной нише, над проездными воротами, затем в 1862 г. была перенесена в часовню, сооружённую перед башней; а в 1905 г. — в часовню, построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту Ф.Н. Малиновского.6 Эта часовня в 1927 г. была разобрана, а образ нашёл своё последнее пристанище в кладбищенском храме.
У левого клироса в передней части храма — чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская» (8 августа, ст. ст.), которая по преданию, находится в храме с момента его открытия. Эта икона являлась келейным образом святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского. Димитрий Ростовский — выдающийся святитель, иерарх русской церкви. Большинству православных он известен как автор «Житий святых» и «Четьих Миней», которые на 12 месяцев — в 12-ти томах — рассказывают о жизни православных святых. Кроме того, святитель Димитрий прославился и как выдающийся подвижник, и, совершая молитвы в своей келье, он обращался именно к этому чудотворному образу.
Рядом с ракой с мощами святителя Гурия находится икона Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Можно предположить, что эта икона была написана в нашем городе и являлась святыней одного из казанских храмов.
Рядом с образом Казанских святителей находится икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская» (14 марта, ст. ст.), которая была святыней закрытого в конце 1930-х годов Феодоровского женского монастыря.
В обители было три чтимых «Феодоровские» иконы Пресвятой Богородицы — одна из них ныне находится в Николо-Низском кафедральном соборе у правого клироса; другая, которая использовалась для крестных ходов — в храме Ярославских чудотворцев и третья — в епархиальной домовой церкви, к которой приложены частицы мощей святых мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата.
В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. У иконы долгая и интересная история. По преданию, этот образ был написан монахами-иконописцами Свято-Троице-Сергиевой Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного. Часть этой иконы содержит в себе частицу гроба Сергия Радонежского, действительно фрагмент этого образа написан на доске от гроба преподобного.
После присоединения Казанского края к Московскому государству в Свияжске существовало подворье Троице-Сергиевой Лавры и икона преподобного Сергия Радонежского являлась главной святыней обители. В XVIII столетии монастырь был упразднён и все храмы и святыни перешли в ведение Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а после его закрытия образ оказался в храме на Арском некрополе.
По левую сторону от образа преподобного Сергия находится образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница» (9 ноября, ст. ст.). У этой иконы также интересная судьба. Сей образ принадлежал известному митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) († 2 ноября 1912). Сам образ находится на Афоне, в Дохиарском монастыре и почитается всем православным миром.
Митрополит Антоний, будучи инспектором Казанской Духовной академии, исходя из личных побуждений дал обет написать копию чудотворного образа «Скоропослушница». И покидая Казань в 1885 году (его переводят на должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии), он пожертвовал эту икону академической Михаило-Архангельской церкви. Его связь с Казанской Академией не прерывалась и потом, что находит подтверждение в постоянном обмене телеграммами, в академическую церковь были присланы священные драгоценные сосуды, полученные митрополитом на торжествах в Англии, в библиотеке хранились документы о его пребывании в стране туманного Альбиона. Спустя годы он выкупил небольшой участок на Арском кладбище, где были похоронены его жена и двое малолетних детей, для захоронений умерших студентов казанской академии.7 После закрытия в начале 1920-х годов этого духовного учебного заведения, образ какое-то время пребывал в Богоявленском храме и до закрытия в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Сегодня икона является украшением храма Ярославских Чудотворцев и почитается верующими как чудотворная. В дни празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» перед ним всегда совершается всенощное бдение с чтением акафиста, а зачастую и архиерейским чином.
На левой стене храма находится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частицей его святых мощей. Эта икона была написана на Святой Афонской горе и, по преданию, была прислана в благословение Макарьевскому мужскому монастырю. Монахи обители чтили этот образ. Для нашего храма это драгоценная святыня, поскольку частица мощей великомученика Пантелеймона — довольно редкая святыня.
По правую сторону от образа преподобного Сергия Радонежского находится икона Пресвятой Богородицы «Иверская» (12 февраля, ст. ст.). из Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. История этой иконы неизвестна. Подобных образов в Россию доставлялось множество, но то, что благословение Святой Афонской горы в виде списка с чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», которая иначе называется «Вратарница», находится в кладбищенском храме — это, конечно, также большое событие.
___________________________
1 Менгу-Тимур (? - 1282), хан Золотой Орды (с 1266). Внук Батыя. После смерти Берке захватил власть в Золотой Орде. Продолжал его политику; добивался укрепления самостоятельности Золотой Орды от Великого монгольского кагана. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - С. 352.
2 Бухарев Иоанн, священник. Жития святых православной церкви. - М.: Отчий дом, 2001. - С. 480.
3 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). - Казань: Фест, 1998. - С. 20-21. Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. -Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С. 30-31.
4 Малое Евфимий, священник. Материалы для летописи градских казанских церквей. См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1871 г. - Казань: Университетская типография, 1871. - С. 557.
5 Петонди Фома Иванович (1794 - 13 июля 1874), архитектор. Представитель русского классицизма. В 1817 - 34 - Орловский губернский архитектор, в 1834 - 44 - Казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, в 1855 вернулся в Казань. Автор проектов многих городских зданий. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - С. 435. Фома Иванович погребён на Арском кладбище, рядом с ним похоронили и его жену Надежду Михайловну (урожд. Кузьмина) (1819 - 1875). Их могилы не сохранились. См.: Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I . - Казань: Типография И.С. Перова, 1906. - С. 93.
6 Часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя у военной Спасской церкви была освящена 21 августа 1905 года Архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным). См.: Известия по Казанской епархии, издание Казанской Духовной академйи за 1905 год. - Казань, 1905. - С. 1061-1062.
7 Известия по Казанской епархии. Издание Казанской Духовной академии за 1912 год. - Казань, 1912. - С. 1257. Русский паломник. 11 ноября 1912 год, №46. - С, 727-728.