Публикации

Чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского

  Количество просмотров

Чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжского Троице-Сергиева монастыря: облик и оклад почитаемой святыни

Сегодня икона преподобного Сергия Ра­донежского, происходящая из Свияжского Троице-Сергиева монастыря, является по­читаемой святыней казанской церкви во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладби­ще. Путь ее в этот храм не вполне ясен и мо­жет показаться удивительным, но если принять во внимание исторические обстоятельства, сложившиеся в Казанской епархии в период с 1917 по 1941 г., то надо признать, что кладбищенский храм оказался спасительной гава­нью, где нашли пристанище гонимые иконы и святыни из других храмов и монастырей не только самой Казани, но и удаленных почти так же, например, афонская икона великомучени­ка Пантелеимона с мощевиком из Макарьева монастыря.

Облик и история иконы преподобного Сер­гия очень важны для истории церковного ис­кусства на казанской земле, поскольку это одна из первых икон, появившихся в ее пределах. Ее следует считать первой из привезенных икон, которые стали почитаться как чудотворные. Ка­занские походы способствовали созданию мно­гих икон преп. Сергия Радонежского, поскольку Троице-Сергиев монастырь принимал самое живое участие в духовном обустройстве новых земель. Походам царя на Казань предшествовали чудеса у надгробной иконы преподобного Сергия в Троице-Сергиевом монастыре. Сведе­ния об этом вошли в Казанский летописец (или историю о Казанском взятии):

«И многа тогда быша исцеления от иконы великого чюдотворца Сергея, яко же у гроба его: слепы прозреша, немыя проглаголаш(а), хромым хождение дарова, сухим прострение, глухим слышание, и бесы изгна, йот плена ис Казани избавляше, и всяк недуг исцелеваше данно(ю) ему от Бога благодатию»1.

С чудесными явлениями преподобного на самой казанской земле было связано и поставление форпоста, крепости Свияжск:

«Натакове границы красне, промеж двою рек Щуки и Свияги, град ста. И се первие явися начало Божия помощи, молитв ради Пречистыя Богородицы и новых святых всех чюдотворец Руских: егда царю и воеводам, пришедшим град Свияск ставити, и почившим в третии день, и приидоша здари и обославшеся старейшины и сотники горныя Черемиса, и моляху царю и воеводам, еже не воевати их, князем бо и мурзам их оставльше их и в Казань в осад(у бежавшим). То(гда) вся горная Черемиса царю и велико­му князю приложися полъ земля Казанския людей»2.

Первым храмом в Свияжске, зало­женным в новом городе, стал храм с посвящениями Рождеству Пресвятой Богородицы и преподобному Сергию («7059...месяца Майя 24, в неделю Всех святых... и обложили город, и церковь в городе заложили во имя Рожества Пречистыя и чюдотворца Сергия»)3. Храм сразу же стал духовным центром ново­го города. Сюда по инициативе святителя Макария, митрополита Московского была прислана вода со святых мощей из Успенского собора Московского Кремля осенью 1551 г.4 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свияж­ске был освящен присутствием государя 13 августа 1552 г., когда он принимал участие в благодарственном молебне и поклонился чудотворному образу преподобного Сергия5. Рождественский протопоп в числе свияжских и московских священников принимал участие в освящении Казани и ее первых церквей в октябре 1552 г. («Того же месяца [октябрь 7061 — 1552 г.] свещал государь церковь соборную Благовещение Пречистыя, а свящал Аньдрей протопоп да с Свиаги Рожественьской протопоп Афонасей с игумены и священникы»6). Имена первых настоятелей собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы известны из надписей на антиминсах, которые в начале XX в. хранились в кафедральном Бла­говещенском соборе Казани — протопоп Афа­насий (на антиминсе 4 июня 7059 (1551) г. для престола во имя «преподобного отца нашего Сергия Чудотворца») и протопопа Ивана (на антиминсе 7060 г. для церкви во имя Николая Чудотворца)7. С замирением края и строитель­ством монастыря в Свияжске чудотворная ико­на преподобного Сергия из городского собора была перенесена в Троице-Сергиев монастырь8.

Большое значение в завоевательных по­ходах русских войск на Казань и в деятельно­сти Троице-Сергиева монастыря на территории присоединенной Казани имели иконы, создан­ные в монастыре. Известно, что перед взятием Казани 2 октября 1552 г. царь в своей палатке молился «чюдотворцову образу стоящу, еже з живаго светилника Сергиа начертана»9 — т.е. пе­ред иконой, которая воспроизводила прижиз­ненный облик святого, а значит происходила из подмосковного монастыря. Сведений о свияжской иконе преподобного в письменных источ­никах XVI в. не сохранилось. Писцовая книга по казанскому и свияжскому краю, составленная писцами Д.А. Кикиным и Н.С. Борисовым в 1565-1568 гг., не включала известий и данных по имуществу свияжского Троице-Сергиева монастыря, поскольку его имущество принадлежало не государству, а Троице-Сергиеву монастырю «большому», подмосковному и было зафиксировано в монастырских инвентарях. Подобные документы дошли от XVII в. В монастырской описи 1641 г. есть сведения о свияжском монастыре во имя Святой Трои­цы и преподобного Сергия. Чудотворная икона в это время находилась в каменной церкви, в местном ряду иконостаса10. Ее можно иденти­фицировать не только по нахождению, но и по окладу и большому количеству приложенных драгоценностей, предметов личного благо­честия, оставленных в знак признательности, исполнения обетов подаренных чудотворной иконе преподобного. На ней находились се­ребряный чеканный позолоченный оклад, че­канный венец с тремя камнями и двумя жем­чужинами, большая сканная цата «с финифты на проем с подзоры»11. В описи зафиксирова­но несколько драгоценных икон, видимо, род личных панагий, в т. ч. с мощами св. Стефана, а также нательных крестов, в т.ч. резанных из кости и дерева в драгоценных оправах. Среди приложенных к иконе драгоценностей были и монеты — золотой и двадцать серебряных новгородок; вероятнее всего это были знаки отли­чия, не исключено, что полученные за взятие Казани в 1552 г. или охрану города в неспокой­ные первые годы, когда воеводам приходилась совершать ежедневные походы из Свияжска на земли непокорных черемис-мари. Подобные знаки были приложены к храмовой иконе Бла­говещенского собора в Казани и известны по описи Кикина и Борисова12.

Как выглядел старинный убор чудотворной свияжской иконы преподобного Сергия извест­но благодаря кратким описаниям историков-краеведов и изобразительным источникам. На картине художника А. Черногорова «Внутренний вид церкви» (1875, ГМИИ РТ)13 представлен внутренний вид церкви во имя Святой Троицы свияжского Троице-Сергиева монастыря. Справа у южной двери в храм установлен киот с иконой преподобного Сергия. Узнаваемо изображение поясной, крупной фигуры святого. Перед ним монахиня возжигает свечу. Светлым цветом обозначены металлические украшения — оклад на полях, фигуре, венец, оплечье и «слова» с именем по сторонам головы святого14. Именно такой убор из позолоченного серебра имела икона до 1885 г., когда к ней была приложе­на чеканная драгоценная риза работы фирмы Хлебникова, украшенная двадцатью двумя крупными аметистами15. Местонахождение чу­дотворной иконы преподобного Сергия в самом монастыре менялось: в третьей четверти XIX в. (около 1875 г.) она находилась на правом кли­росе деревянной Троицкой церкви; в 90-е гг. XIX в. — в алтаре теплой каменной Сергиевской церкви16, в начале XX в. — на правом клиросе17. Для сестер обители икона преподобного была не только святыней исторической и духовной. В иконописной мастерской монастыря писа­ли иконы преподобного Сергия Радонежского по подобию чудотворной. На сегодня известна лишь одна подобная копия, имеющая надпись на нижнем поле, в которой указан год создания и время правления игумении Варсонофии (1873, церковь во имя святых Константина и Елены, о-в Свияжск). По сведениям монастырских ведомо­стей (70-е гг. XIX — 20-е гг. XX в.), в свияжском Иоанно-Предтеченском около десяти монахинь и послушниц несли живописное послушание, это лишь немногим меньше, чем в Казанском Богородицком монастыре (от 11 до 14)18.

Икона из Константино-Еленинской церкви выполнена в темной землисто-охристой гамме: коричневая мантия, почти черный аналав с ши­тыми крестами. Таков был живописный облик древней иконы-образца. Сам образ святого от­личается величием, крупным масштабом: голо­ва с округлой шапкой темных волос, приподня­тые плечи делают фигуру чуть сутулой, сообщая ей дополнительный рост. Сравнение с оригина­лом обнаруживает сходство и в рисунке лично­го, рук: прямой нос с округлыми, симметрично расположенными бровями, близко посаженные глаза чуть миндалевидного разреза, небольшой рот, округлая борода, поднятая перед грудью в жесте благословения правая рука и левая, сжи­мающая свиток с первыми строками наставле­ния к братии:

«Внимаите братия моя Прежде страха Божия имейте чистоту».

На окладе чудот­ворной иконы выбитая надпись имеет другую формулировку:

«Внимаите братия себе имеите чистоту душевную и телесную и любовь иже и скверных похотей отлучатися пищу же и питие».

Похожи по рисунку складки мантии преподоб­ного, равномерно расходящиеся от ворота, об­разуя параболические дуги. Доступные для обо­зрения детали иконного письма чудотворной иконы преподобного, не закрытые ризой — лик и руки — почти не сохранили живописи, читается лишь толстый контур, принадлежащий, вероят­но, одному из позднейших поновлений.

Уже исследователи ХIХ-начала XX вв. счи­тали, что свияжская икона преподобного явля­ется списком с иконы преподобного Сергия из Троице-Сергиевой лавры19. Подобный тип изо­бражения святого: поясной, с крупной, занима­ющей почти все поле изображения фигурой, со спокойными чертами лика, симметрично рас­положенными складками одеяния становятся распространенными среди изображений «но­вых русских чудотворцев» и прежде всего пре­подобных. Можно назвать иконы преподобного Иосифа Волоцкого (круг мастера Феодосия, сына Дионисия, первая четверть XVI в., ЦМи-АР), средник иконы Александра Свирского со сценами жития (после 1547 г., Успенский собор Московского Кремля). Именно такой тип изображения будет характерен для многих икон, созданных в мастерских Троице-Сергиевой лав­ры последней четверти XVI в., в т.ч. для икон, написанных на досках от гроба преподобного иконописцем и келарем Троице-Сергиева мона­стыря Евстафием Головкиным (1591, Сергиево- Посадский музей-заповедник). Чудотворная икона из свияжского Троице-Сергиева мона­стыря является памятником в истории почита­ния преподобного Сергия как «нового русского чудотворца», характерного после макарьевских церковных соборов 1547 и 1549 гг., свидетель­ством в развитии иконографии преподобного.

____________________________

1. ПСРЛ. М„ 2000. Т. 19. Стб. 62-63.

2. Там же.

3. Русские летописи / Изд.: А.И. Цепков. Рязань, 1999. Т. 5. С. 87.

4. Там же. С. 105-106.

5. Там же. С. 131. См. также: Никоновская летопись // ПСРЛ. М„ 1965. Т. 13. С. 201.

6. Там же. С. 154.

7. Яблоков А. П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. Казань, 1909. С. 36.

8. О роли монастыря см.: Остроумов В. П., Чумаков В. В. Свияжск: История застройки и планировки. Казань, 1971. С. 20-22.

9. Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. 13. С. 216-217; об ико­нах Сергия в походных храмах Ивана Грозного см.: Маясова Н. А. «Двойной покров» XVI в. // Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. За­горск, 1958. [Вып.] 2. С. 29.

10. Мы пользовались копией документа, составленной Ю. А. Олсуфьевым и С. Н. Дурылиным: Опись Троице- Сергиева монастыря 1641 г. РГБ. 173II225. Рукопись.

11. Там же. Л. 820об. Финить — эмаль, подзор — неболь­шой откос, «на проем» — технический прием, когда сканный узор не имел подкладки.

12. Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Казань, 1877. С. 10-11; Яблоков. 1909. С. 7.

13. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан: Русское искусство ХVII-начала XX вв.: Живопись: Каталог / Колл. авторов. Казань, 2005. С. 195. Кат. 739.

14. См. также: Юдин. 1897. С. 34.

15. Покровский И. М. Свияжский второклассный Иоанно-Предтеченский монастырь и его святыни: Краткий исто­рический очерк. Казань, 1905. С. 23.

16. Обозрение Высокопреосвященнейший Арсением Казанской епархии за 1897 и 1898 гг. Казань, 1898. С. 13-14: «У ворот монастыря Архипастырь был встречен игумениею и клиросными и в сопровождении их пошел в монастырский храм. Приложившись к местным иконам, Владыка вошел в алтарь, облачился в мантию и омофор и со всем градским духовенством вышел на средину хра­ма, куда был вынесен из алтаря священнослужителями чудотворный образ преподобного Сергия [курсив мой — М. М.], пред которым и совершил молебен с коленопре­клоненною молитвою». Деревянная холодная церковь Св. Троицы использовалась для богослужений только летом и была к концу XIX в. своеобразным памятником истории монастыря: для приехавшего в декабре 1897 г. владыки Арсения (Брянцева) она была специально открыта и про­извела впечатление своим иконным собранием.

17. Покровский. 1905. С. 22.

18. НА РТ. Ф. 310, оп. 64, д. 2. Л. 18-38; Ключевская Е.П. Изобразительное искусство в ХУ1Н-Х1Х вв. / Казанская епархия // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 29. С. 190.

19. Юдин П. Л. Свияжский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь и его замечательные святыни (краткий исторический очерк). Казань, 1897. С. 13; примеч. 31 (даны ссылки — Некоторые черты жития преп. Сергия после его смерти. С. 58 История Казанского царства. 1791. С. 123-124; житие преподобного Сергия. Л. 124-125); Яблоков А. П., прот. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-археологический очерк, читанный в заседании членов церковного историко-археологического общества Казанской епархии. Казань,1907. С. 42-43. Известно, что в 1786 г. при переносе из Троице-Сергиева монастыря в Спасо-Вифанский монастырь вместе с древним деревянным гробом преподобного был передан образ Сергия. Какой это был образ, исследователи не установили (см.: Овчинникова Е. С. Новый памятник станковой живописи XV века круга Рублева // Древнерусское искусство XV-начала XVI вв. М., 1963. С.118. Автор ссылается на труд С. Смирнова (см. прим. 233. С. 22). Известен ряд надгробных икон преподобного, в т. ч. икона «Богоматерь на престоле с архангелом и преподобным Сергием» (вторая треть XV в., ГИМ). По сведениям Вкладной книги монастыря 1641 г. над гробом Сергия находилась икона «Явление Богоматери Сергию».

Мария Александровна МАХАНЬКО,
кандидат искусствоведения,
старший редактор редакции Церковной архиологии и искусства
Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Москва

Вернуться к списку

Последние добавления