1. Дульский П.М. "Памятник Казанской старины: Памятник Павшим Воинам" .

  2. М. Рубышкин “Краткая история города Казани” 1848г. О сооружении памятника в честь убиенных при осаде Казани воинов.

  3. Баженов Н. "Плавание к Зилантову Монастырю и Казанскому Памятнику".

  4. Казанская Духовная Консистория от 15 октября 1871 . Фонд № 2, Опись 7, дело №2438, 1871 г.

  5. Казанское губернское правление. Строительное отделение от 13 сентября 1871г. Фонд № 2, Опись № 7, дело № 2438.  1871 г.

  6. Министерство внутренних дел от 28 сентября 1872 г. Фонд №2, Опись № 7, дело № 2438, 1871 г.

  7. Архимандрит Гавриил “Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на “Зилантовой горе с рисунками”. Казань. Университетская типография 1833.


Дульский П. М. 
"Памятники Казанской старины: Памятник павшим воинам "
 
К числу красивейших и оригинальных архитектурных сооружений Казани принадлежит памятник над братской могилой павших воинов в бою 1552 года. Памятник построен в начале XIX века в стиле классических увлечений, и основным мотивом для него послужили дорические формы. Автором памятника был талантливый архитектор- гравер Н. Алферов, ученик Воронихина и Камерона.

Памятник находится на левом берегу Казанки, вблизи Адмиралтейской слободы, красиво возвышаясь на небольшом холмике. Летопись Казанского края говорит, что при взятии русскими Казани Иоанн Грозный, прибыв с Волги к месту, занимаемому ныне памятником, укрепил свое знамя, устроив здесь остановку и отсюда, торжественно, с крестным ходом выступил в завоеванный город.

Все павшие воины при Взятии Казани были погребены в общей могиле на холме, и в поминовение их царь Иоанн велел соорудить тут же монастырь, который в грамотах величался "Русским кладбищем", но так как место было низким и находилось близ реки Казанки, которая ежегодно в весенние разливы затопляла водой почти весь холм, то монастырь перенесли на ближнюю крутую Зилантову гору и на месте могильного кургана построили часовню, в которой служили панихиды монахи Зилантова монастыря; могила же павших воинов стала называться "Убогим домом" и "вязком", так как вокруг нее росли вязы.

Почти 300 лет памятной на братской могиле была часовня и только в 1812 году, благодаря стараниям архимандрита Зилантова монастыря Амвросия, был поднят вопрос о сооружении монумента над могилой воинов. Первоначальный проект памятника, представленный г-ну Министру внутренних Дел, имел незатейливый вид и фасад его изображал колонну /стоял/. Несложность архитектурного проекта объяснялась тем/, что архимандрит Амвросий, собрав незначительную сумму на постройку памятника, не задавался планами грандиозного сооружения; но не деле вышло иначе: проект был поднесен на утверждение Государя император Александра первого, который нашел его скромным и по воле императора было поручено архитектору Алферову составить новый эскизно- памятника, а требуемую сумму на постройку монумента решено было собрать по подписке по всей России / при чем близкое участие в пожертвовании приняли члены Августейшей фамилии. Общая сумма сбора дала 100.000 рублей/.

Выполненный Алферовым план и фасад памятника был рассмотрен и удостоен Высочайшего одобрения, после чего приступлено к сооружению его. Большое усердие в устройстве памятника проявил Зилантов монастырь, представивший много строительных материалов. Наблюдение за постройкой памятника било возложено на Казанского губернского архитектора Шмидта.

По своей форме памятник представляет усеченную 10 саженную пирамиду завершающуюся вверху золотым крестом. С четырех сторон пирамиды имеются выступы в виде порталов. Средняя часть каждого портала опирается на две дорические колонии, при чем фронтон портала украшен лепным изображением Георгиевского креста с идущими от него лучами. Фриз портала в центре заполнен надписью " в память победы над татарами 1552 г., по бокам надписи имеются ампирные украшения, представляющие венки с перевитыми лентами. С западной стороны памятника имеется широкая лестница. Внутри памятника помещается церковь во имя Нерукотворенного образа, под церковью находится склеп, в котором покоятся кости павших русских воинов при взятии Казани. По своей композиции памятник представляет оригинальное соединение египетского стиля с греческим и объясняется такое архитектурное сочетание как результат впечатлений Алферова; путешествовавшего по Египту и Греции в 1803 - I8I4 гг.

Памятник был освящен в 1823 году 30 августа, но просуществовав семь лет, стал сильно ветшать от разлива весенней воды. В 1830 году были сделаны обновления памятника городским архитектором Пятницким. Все здание было обведено кругом каменной стеной, предохраняющей строение от затечки воды; цокольный этаж памятника был залит цементом и сверху покрыт горячим маслом. Кроме того, пирамида была обшита железом, а порталы украшены лепными фигурами. Можно предполагать, что в первоначальном своем виде памятник не имел скульптурных украшений, и они принадлежат композиции архитектора Пятницкого. Вторичное освящение памятника состоялось 2-го октября I832 года.

Большую работу проделал Пятницкий по реставрации памятника над братской могилой воинов, погибших при взятии Казани. Со времени своего возведения памятник пришел в состояние сильного обветшания и в 1830 году Пятницкому предложено было восстановить сооружение, работы над которым и были им закончены 1832 году. В число основных ремонтных работ входили поправление купольного покрытия памятника, сводов над портиками, стен и сводов подземелья, а также приведение в порядок стены сооружения и полное переоформление интерьера памятника.

Имеются веские основания считать, что Пятницкий не ограничился только восстановлением разрушенного, но воспользовавшись коренной перекладкой верхнего свода вправил и пропорции массива памятника. За справедливость такого предположения говорят ранние воспроизведения сооружения, на которых памятник представлен более вытянутым вверх, да и в известной живописной работе автора памятника Алферова, на которой изображен пирамидальный памятник, он имеет повышенный вид /Альбом вставки XXII археологического съезда в Харькове. Таб. XXХII. рис 87/

Пропорции памятника от снижения его высоты несомненно выиграли, вследствие чего становятся понятными слова составителя описания памятника, написавшего через год после окончания реставрационных работ, что памятник "не токмо сохранил прежнюю красоту формы. но и приобрел новую с наружной стороны изящность". Следует к тому же упомянуть, что среди казанцев всегда было распространено мнение, что автором памятника является Пятницкий. Интерьер памятника в оформлении Пятницкого по общей своей композиции имеет несомненные черты схожести с внутренностью университетской церкви, но только с более резкой прорисовкой отдельных архитектурных элементов. Парные каннелюрованные колонны с пилястрами на каждой стороне памятника получили более массивное и напряженное построение, карниз с модульонами и развитой архитрав придают антаблементу суровый характер и неразрывно сочетаются с мощью колонн, но вместе с тем разнятся от той мягкости и лиричности, которая наблюдается в интерьере университетской церкви.

Необычно и по-новому выполнен и церковный иконостас памятника. Здесь Пятницкий, придавая решающее значение архитектонике интерьера, иконостас запроектировал из отдельных частей в виде заполнения промежутков между колоннами, не закрывая их. Обращает внимание скромная орнаментация иконостаса, явно напоминающая народный прием украшения икон полотенцами.


М. Рубышкин.
"Краткая история города Казани /1848 г./,
О сооружении памятника в честь убиеных при осаде Казани воинов."

Монаcтырь Зилантовский- Успенский первоначально расположен был на северо-западной стороне от крепостной стенs в расстоянии 1.1/2 версты, на последнем уступе Зилантовой горн, на левом берегу Казанки, там, где была прежде ставка и церковь Государева и где погребены убиенные при осаде Казани воины, почему монастырь сей и назывался в древних грамотах Русским кладбищем, но когда в 1659 г., весенняя вода разрушила монастырскую ограду, келии и первоначальную церковь, то Иоанн IV приказал перенести обитель эту уже на самый верх горы, где была предпоследняя ставка и церковь Государева.

.......В последствии времени место, где погребены русские воины, погибшие при взятии Казани, называлось убогим домом и вязком, или потому, что росли вязы, или от вязкого места, окружающего холм.....

......Еще митрополит Гермоген, в бытность свою в Казани, относился грамотою к патриарху Иову, прося дозволения установить поминовение по убиенным при осаде Казани воинах, коих тела погребены были в недрах холма, омываемого в весеннее время разлитием Волги и Казанки, и где была некогда ставка и церковь царя Иоанна Васильевича, в расстоянии двух верст от города. Здесь грозный царь, остановясь с прихода своего от Волги, приказом поднять большое знамя с изображением Нерукотворенного образа. Отсюда он торжественно вступил, 4 октября в побежденный город. Здесь получены первая весть о покорении Ордынской столицы, в здешней походной церкви совершились пророческие слова....."да будет стадо и един пастырь" Здесь- то, для поминовения падших за отечество, сооружен был первоначально монастырь Успенский, который потом перенесен далее одной верстой по течению Казанки, на довольно крутую гору, а над прахом сподвижников Иоанновых в деле спасения России устроена часовня и в постоянно петы панихиды монахами монастыря Зилантова.

............

В 1812 году архимандрит Зилантово- Успенской обители, Амвросий, в намерении исполнить завещание по хранящейся в монастыре грамоте Иоанна IV, решился построить на этом месте небольшой в виде столпа, памятник, на собственное свое иждивение и с помощью доброхотных деятелей, суммою не свыше 5 тыс. рублей. В следствии такого усердия архимандрита, сочиненный по приказанию начальства план и фасад, представлен был Министру Внутренних Дел, а от него поднесен государю императору Александру I. Его императорское величество повелел рисунок переделать, почему вновь составленный архитектором Алферовым чертеж был удостоен высочайшего одобрения. При сим случае приказано выдать в пособие при сооружении от императорского дома 10.000 рублей, и ежегодно отпускать по 5000 рублей впредь до окончания постройки памятника: сверх того открыта была подписка по всему государству и собраны значительные пожертвования, простиравшиеся до 100315 руб. На эту -же сумму сооружен нынешний памятник, в виде пирамидальной фигуры, вышиною около 10 сажен, в основании квадрата 10 сажен, с четырех сторон его фронтоны. Весною памятник представляет вид для взора очаровательный. Он кажется как бы плавающим, будучи окружен со всех сторон водой.

С северной стороны этого памятника Казанская крепость с императорским дворцом, огромным кафедральным собором; башнею Сюмбеки и прочими огромными зданиями красуется во всем своем величии. Внутри памятника устроена церковь во имя Нерукотворенного образа , в основании подземельный ход, внутри каменной стеной отделена могила убиенных при осаде Казани воинов , где покоятся груды костей павших за отечество. Без благоговейного ужаса не можно видеть “того священного места, мимо которого ни один любознательный не пройдет без внимания, тем более, что памятник расположен неподалеку от большой Московской дороги. Вся площадь памятника, четыре крыльца, каждое с 12 ступенях; четыре фронтона, колонны и бока пирамиды выложены опоковым камнем, вершина пирамиды венчается вызолоченным крестом. В углах здания устроены четыре келии.

Сбор денег и сооружение памятника продолжалось около девяти лет. В 1823 году по окончании обелиска минувшей славы, архимандрит Амвросий донес Министру Духовных дел и Народного Просвещения князю А.Н. Голицину, что устроенная в оном церковь готова к освящению. По докладу о сем государю императору, высочаше повелено было освятить церковь, что последовало 30 августа ,в день тезоименинства монарха при многочисленном собрании воинских и гражданских чинов и народа. Богослужение в церкви памятника каждую субботу и воскресенье отправляется архимандритом Зилантова монастыря или кем- либо из его братии.

На ремонтное содержание памятника и ежегодную его поддержку, что необходимо по порчи его во время разлива воды определенной или вообще никакой суммы назначено не было, от чего он приходил в ветхость, но в 1830г. по убеждению Министра Внутренних Дел графа И. А. Закревского, пребывавшего тогда в Казани для прекращения холеры, Казанское купечество, собрав до 5000 рублей поправило памятник, обложив его листовым железом, и вызвалось принять во всегдашнее свое попечение. В 1831г. купцы 1-й гильдии Крупенников и Котелов были избраны в попечители над памятником. Они- то в подземельной пещере этого здания устроили богатый гроб, в коем собрали кости воинов.

Выполненный Алферовым Н.Ф. план и фасад Памятника был рассмотрен в 1813 году и одобрен Александром I. Но своей композиции памятник представлен был оригинальным соединением египетского стиля и греческого, результат впечатлений Алферова, путешествовавшего по Египту и Греции в 1803 - 1814 годах.

Большую помощь в устройстве Памятника проявил Зилантов монастырь, предоставивший много строительных материалов. Бутовый камень, кирпич, песок и прочие материалы заводились монастырскими людьми. Распилка белого опочного камня производилась так же монастырскими служителями. Кирпич для памятника изготовлялся на монастырском заводе. Для караульщиков была отпускаема провизия так же монастырская. Через 10 лет в 1823 году, по окончании работ обелиска минувшей славы архимандрит Амвросий донес Министру Духовных Дел и народного просвещения князю А.Н. Галицину, что устроенная в нем церковь готова к освящению. По докладу об атом Императору было повелено освятить церковь, что последовало 30 августа 1823 года, при многочисленном собрании воинских и гражданских чинов и народа. Так возник над братскою могилою воинов, погибших при взятии Казани, существующий до настоящего времени Памятник. Он имеет форму усеченной четырехсторонней пирамиды вышиною 10 саженей в основании квадратный, шириной в 10 саженей. С четырех сторон пирамиды имеются выступы виде порталов. Средняя часть каждого портала опирается на две дорические колонны. В храм ведут 2 широких каменных ступеней, считая от подножия холма. В углах здания устроены четыре келий. В основании квадратный подземельный со сводом хор; ведущий к центральной части, где помещается склеп, в котором покоятся кости павших русских воинов. Кости последних лежат не в одном только склепе, а находятся под верхним слоем земли в большом количестве по всей болотистой равнине, среди которой стоит монумент, чем глубже, тем, более открывается костей по воем направлениям. На протяжении существования облик Памятника претерпевал некоторые изменения. В первоначальном виде вся площадь памятника, четыре крыльца с четырех сторон, двенадцать ступеней их, четыре фронтона, колонны, бока пирамиды и ее высланы были опочным вятским белым камнем. В центре, сверху усеченной пирамиды водружался золотой Георгиевский крест. Фриз портала, в центре, был заполнен золоченной надписью " В память победы над татарами в 1552 г.". Внутри памятника была устроена церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, который изображен был на царском знамени бываем при взятии Казани. При входе в церковь, близ дверей, налево, находилось изображение покорителя Казани Иоанна Грозного, а направо - императора Александра I.

Далее при входе на солею, составляющую подножие алтаря справа- большая икона Нерукотворенного образа спасителя, копия со знамени. В нижний части иконы сцена: Спаситель вручает свой образ юному царю Авгарю, содержание символическое: под Авгарем подразумевался молодой русский царь, выполнивший великое дело под покровом Нерукотворенного Образа Спасителя.

В подземном склепе открыто хранились множества костей. В таком виде Памятник просуществовал семь., лет после чего стал сильно ветшать от разлива весенней воды, после смерти архимандрита Амвросия он оставался без подлежащего надзора. В 1829 году некий Казанский губернатор, по просьбе архиепископа Филарета обратился в городскую думу с предложением принять Памятник на свое иждивение. Городское управление, приняв во внимание это предложение.постановило-в 1830 году взять Памятник на свое попечение и ассигновало на поддержание его 1000 руб, собранных по подписке. Кроме того, дума двух попечителей А. Ф. Крупениккова и И.И. Котеловa. Благодаря этому, а также настоянию министра внутренних дел гр. Закревского в 1830 году городским архитектором Пятницким были сделаны обновления.

Площадь вокруг Памятника была обведена каменной стеной, предохраняющей строение от затечки весенней воды на которой в последующем устроена была железная ограда. Пары опочного белого камня были залиты цементом за два раза, а сверху покрыты горячим маслом. Кроме того пирамида была обшита железом. Фронтоны портала украшены лепным изображением. Георгиевского креста с идущими от него лучами. По юокам портала были сделаны ампирные украшения, представляющие венки с перевитыми лентами и щиты в виде черепах. Внутри Памятника стены церкви и алтаря оштукатурена, расписаны. Иконостас с прибавлением некоторых украшений и новых частей возобновлен. В склепе с решетча.......

.......кости, устроен был великолепный гроб, украшенный резьбой, военной арматурой, а также надписями; с одной стороны "Больше ея любви никтоже имать , да кто душу свое положить за други своя", а на другой " Возлюблении и прекрасни, неразлучни, благолепни в жизни своей и в смерти своей, паче орнов лещи и паче львов крыпци? Смысл надписей сводится к тому, это доблестные воины как были неразлучены при жизни, так остаются совокупными и после смерти.

Перед гробницей весела икона распятия Иисуса Христа с неугасимой лампадой. Вся внутренность пещеры, по очищенным штукатурки и кирпича покрывалась краской на масле кирпичного цвета.

2-го октября 1832 года, в день взятия Казани состоялось торжественное освящение обновленного храма архиепископом Филаретом. К этому торжеству император Николай 1-ый прислал в дар серебряные позолоченные освященные сосуды, которые употреблялись при богослужении. Таким образом, обновленный памятник не только сохранил прежнюю красоту формы но и приобрел новую с наружней и внутренней стороны изящность.

В последующей истории развития благоустройства Памятника с 1832 -1895г. почти совсем не наблюдается сколько-нибудь значительных фактов. В 1888г. была устроена дорога от дамбы близ Адмиралтейской слободы к Памятнику. По требованию публики вагоны трамвая здесь останавливались. В Памятнике была заведена книга для посетителей. С северной стороны построена была звоница.

В 1871 году купеческая жена Анна Ивановна Дворникова, просила построить по завещанию мужа каменную колокольню при Памятнике. Предоставила на утверждение план и смету. Но Святейший Синод, находя, что Памятник , построенный с Высочайшего соизволения Императора Александра I, есть достояние государственное, пристройки по желанию частных лиц не допускались, поэтому.....

В Советское время на Памятнике была ликвидирована надпись “В память победы над татарами в 1552 г,” и снят крест, что вполне соответствовало нравственно- психологической атмосфере, которая сложилась после Октябрьской революции. Устранение этой надписи, не умалило художественные достоинства Памятника, а наоборот послужило обстоятельством устраняющим возможности ущемления национального самолюбия татарского народа. Под влиянием вульгаризаторских традиций послереволюционных лет была предпринята попытка радикальной перестройки монумента, в памятник “Содружества народов”, которая не была осуществлена, хотя общественное мнение и руководство были настроены на такую перестройку. Так например в документе НК ПРСС РСФСР Центральной комиссии по охране памятников искусства от 13 июня 1924 г, указано, что "..... Все подготовительные работы назначенной комиссии проделаны, черновик модели реконструкции принят и мероприятия НК комиссии по увековечению памяти Ленина в данном послужили утверждения Казанского Горсовета и Президиума ТАТ. ЦИК, … что существующий памятник "Победы" не представляет из себя по характеру ценного памятника старины.....”

В настоящее время в связи с сооружением Куйбышевской ГЭС и повышением уровня воды в Волге и Казанки Памятник оказался на острове. В последние десятилетия проводился его косметический ремонт. В соответствии с перспективным планом реставрации памятников истории и культуры Тат. АССР, утвержденным Советом Министров республики, на ближайшие годы намечена его реставрация.


"Плавление к Зилантову монастырю и Казанскому памятнику."

По перенесении монастыря на Зилантовскую гору построена была часовня, в которой монастырские священнослужители отправляли панихиды по убиенным во время взятия Казани воинам. Архимандрит Амвросий....... пожелал воздвигнуть на этом месте, памятник..... но в виде столба / из-за небольшой суммы денег/. Император Александр I, рассматривая рисунок памятника повелел переделать........

И так то место предложенного столба возникло большое здание, построенное на 10 квадратных сажени и имеющее столько же сажень вышины.

Памятник воздвигнутый на берегу Казанки и на несколько сажень от большой московской дороги, всегда обращает на себя внимание путешественников. Он имеет форму усеченной четырехсторонней пирамиды с небольшим крестом на вершине, тоже в виде четырехстороннего пирамидального возвышения. Четыре крыльца памятника, ступени их, бока пирамиды, фронтоны, колонны и самая площадь, выложены опочным камнем. В настоящее время старанием архимандрита Гавриила вся пирамида памятника обложена листовым железом. Что касается до внутренних помещений, то в боках этого здания устроены келий , а в середине церковь Нерукотворенного образа, потому, что на месте построения иго развевалась большое Иоанново знамя, с изображением Нерукотворенного лика Спасителя.

Спасителя. Нижнюю часть памятника занимает подземелье - и оно есть отверстие обширной могилы, покрытой дощатым помостом. Там в непроницаемом мраке стоит гробница, заключающая в себе человеческие кости ...../ Эти кости начиная от гробницы и беспрерывно продолжаясь под памятником, так наполняют землю во все измерения, что невозможно было сделать каменного помоста./.

....В первый освящение памятника было в 1823 году 30 августа. Второе 1832 г. 2 октября…..

Сначала памятник составлял отделение Зилантова монастыря. В 1830 году содержание памятника принято на иждивение Казанского купечества. Оно на свое иждивение исправило некоторые повреждения памятника поручив наблюдение за ним выбранным попечителям.


Фонд №2 Опись 7. Дело № 2438 1871 г.

В СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КАЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ

Вдова, купеческая жена Анна Ивановна Дворникова,

вошла к Высокопревосходительству прошением, в котором объяснила, что по завещание мужа своего, она желает устроить колокольню при памятнике, сооруженном над убиенными воинами при взятии Казани, при чем представила на постройку той часовни план и смету.

Но так как план этот еще не рассмотрен Строительным то Консистория, препровождая его вместе со сметою в Строительное отделение на рассмотрение, покорнейше просит, по рассмотрении плана и сметы, возвратить их в Консисторию для дальнейшего распоряжения.


Строительное отделение
От 13 сентября 1871 г.
Фонд №2. Опись №7 дело № 2438. 1871 г.
Господину Министру Внутренних Дел

Над убиенными при взятии Казани воинами сооружен в полуверсте от города памятник по плану и фасаду утвержденному Государем Императором Александром 1. - Памятник этот имеет пирамидальную форму и имеюшаяся в нем церковь во имя Нерукотворенного образа. В настоящее время купчиха Дворникова по завещанию мука желает при этом памятнике построить каменную колокольню. Представляя проект предполагаемой колокольни на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства честь имею покорнейше просить разрешения: сможет ли быть позволена постройка этой колокольни.


Центральный Гоударственный архив ТАССР

Фонд 1. Опись 1. Дело 9
Копия письма министра внутренних дел О. Козодавлева Казанскому вице-губернатору Ф. Гурьеву от 12 октября 1814 года 12 октября 1814 года 
 
Его высокородию г-ну
Статскому советнику и Кавалеру Федору Петровичу Гурьеву,
Казанскому вице-губернатору. управляющему должность
Казанского гражданского губернатора
Ваше высокородие Милостивый государь!
 

Как известно Вашему высокородию, что заложенный с Высочайшего позволения прошлого 1813 года июня 29 дня в Казани памятник с церквою  внутри для поминовения по завещанию царя Иоанна Васильевича убиенных под градом Казанью православных воинов строением производится с утверждения господина Министра внутренних дел под присмотром г. Архитектора надворного советника Емельянова, который в течении 2 лет находясь при строении неотлучно оказывал всегда усердие и деятельность с довольным искусством не получая ни малейшей за свой труд платы, почему уважив таковое его господина архитектора Емельянова в столь достопамятном деле усердие, ревность и попечение, обязанностью моею почитаю представить Вашему высокородию и покорнейше просить Вас, Милостивый государь, об исходатайствовании по команде куда следует и вознаграждение за труд его от высшего начальства повышения чина или отличия, который в настоящем чине надворного советника состоит с 1804 года.

 
В прочем имею честь быть с истинным моим почтением и преданностью
Вашего высокородия Милостивый государь
Покорнейший слуга Архимандрит Амвросий

Центральный Государственный архив ТАССР

Фонд 1, опись 1, дело 9

Копия письма министра полиции графа А. Балашова Казанскому гражданскому губернатору Б.А. Мансурову от 12 февраля 1812 г. и сметы на сооружение памятника павшим в 1552 году воинам Министерство полиции

Департамент исполнительный
Отделение № 191
Стол 2 12 февраля 1812
Ответ на № 6462
Господину Казанскому гражданскому  губернатору

Я имел счастие докладывать Государю Императору по представлению Вашего Превосходительства от 15 декабря минувшего Года касательно дозволения Казанского Зилантова монастыря архимандриту Амвросию соорудить его собственным иждивением на отстоящем в двух верстах от Казани месте памятник в воспоминание победы, одержанной царем Иваном Васильевичем над татарами.

Его Императорскому Величеству благоугодно было Высочайше повелеть представленный от Вашего Превосходительства рисунок по предполагаемому памятнику здесь переделать, вследствие чего архитектором Алферовым составлен другой рисунок, который поднесен был мною его Величеству и удостоин высочайшей апробации. Я имею честь означенный Высочайше утвержденный рисунок вместе с планом, профилем, шаблонами и примерною сметою препроводить при сем к Вашему Превосходительству для сооружения по оному просимого архимандритом Амвросием памятника.

Министр полиции
подлинное подписал: А. Балашев

Директор: Лавров


СМЕТА

В сей смете по причине неизвестности свойства земли потребные для фундамента материалы не полагаются:

 Для складки цоколя плитою от 6 до 8 вершков, толстотою в 4 вершка,  погонных сажен
192
Плиты для ступеней 10 вершков толстотою в  4 вершка,  погонных сажен
280
Для выстилки цоколя и четырех портиков лащадною плитою, квадратной в 1 аршин,  штук
285
Кирпича на все строение вообще

875000

Извести для кирпичной кладки и штукатурки стен внутри и снаружи кубических сажен

94

Песку кубических сажен

188

 Железа полосного для свечей, пиронов и сков пудов

250

Белого камня для капителей внутренних и наружных в квадрате 1,5 аршина, высотою 12 вершков целых шт

18

Спусковой карнизной плиты для внутреннего карниза и для карнизов над дверьми, 1,5 аршина, толстотою 2 вершка погонных сажен

23

Алебастру для карнизов и наличников на 160 погонных <Сажен пудов  &

320

Белого камня для наружного карниза в четырех портиках в 1,5 аршина, толстотою в 12 вершков погонных сажен       

30

Кровельного листового железа для покрытия четырех портиков пудов

64

Лощадной плиты для покрыши верхней части пирамиды квадратных в I аршин штук

160

Подлинное подписал:архитектор Алферов


Архимандрит Гавриил

“Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на “Зилантовой горе с рисунками”.

На берегу реки Казанки, вправо от дамбы, на незначительном возвышении, стоит монумент пирамидальной формы с крестом наверху; это памятник победы русских над татарами в 1652 году. Наружность памятника мрачная, отвечающая цели- указывать братскую могилу десятков тысяч русских воинов. Высотою монумент около 10 саженей, в основании во все четыре стороны тоже на 10 саженей, с четырех сторон его устроены фронтоны на колоннах.

Внутри памятника церковь Нерукотворенного образа Спасителя, в память о царском знамени, бывшем при взятии Казани. В храм ведут 20 широких каменных ступеней. При входе в церковь, близ дверей, налево, находится изображение покорителя Казани Иоанна Грозного, а направо -императора Александра , увековечившего славу русских воинов, завоевателей Казани, построением этого памятника. На левой стороне храма находится икона Господина Спасителя вручающего Свой образ юному царю Авгарю; содержание символическое: под Авгарем подразумевается молодой русский царь, выполнивший великое дело под покровом Нерукотворенного образа Спасителя.

Под церковью- квадратный подземельный ход со сводами: туда можно спуститься при свете восковой свечи по мрачной и узкой лестнице; подвальный воздух охватывает нарушителя могильной тишины, каменная стена скрывает от узоров его кости убитых, это бренные остатки лежат в коллосальной гробнице, на которой написано, что доблестные воины как были неразлучны при жизни, так остается совокупными и по смерти. Перед гробницей находится икона распятие Иисуса Христа и при ней висит неугосимая лампада. В храме над могилой, по субботам и воскресеньям происходит богослужения с поминовением почивающих под ним. 2-го октября, в день взятия Казани, сюда бывает крестный ход из Зилантовского монастыря и совершается торжественная служба в присутствии местных войск и множества горожан. В тот же день перед литургии служится в самом склепе панихида по Иоанне Васильевиче и по убиенным воинам. Кости последних лежат не в одном только склепе, а находятся под верхний слоем земли в большом количестве по всей болотистой равнине, среди которой стоит монумент..

Чем глубже, тем более открывается костей по всем направлениям. .....“Почему можно удостовериться в том, что отселе без всякой перемежки продолжается во все измерения эта могила? О. Гавриил, указывая на деревянный помост могилы, ответил: " Вместо этого обветшалого деревянного помоста, государь, нужно было устроить новый помост и желательно было устроить каменный; но для каменного помоста нужен был фундамент; при основательном испытании оказалось, что фундамент, по множеству во всех сторонах костей, сделать нет возможности, почему и устроен вновь сей деревянный помост. История памятника. Еще митрополит Гермоген, в бытность свою в Казани, просил у патриарха Иова позволения установить поминовение по убиенным при взятии Казани; над их могилой был сперва устроен Успенский монастырь, который потом перенесен был от того места на версту вниз по течению Казанки; над могилой же поставлена была часовня, в которой и пелись панихиды монахами Зилантовского монастыря.

В 1312 году архимандрит этого монастыря Амвросий решил поставить на могиле памятник в виде столпа, для чего собрал денег вместе с пожертвованными им самим 6.000 руб. Собственный план и фасад монумента был представлен на утверждение тогдашнему министру внутренних дел, а он поднесен императору Александру 1. Государь повелел рисунок переделать, а план расширить и улучшить, что и было выполнено архитектором Алферовых. Новый чертеж был удостоен высочайшего одобрения. Сооружение памятника продолжалось 10 лет. В 1823 году была освящена церковь внутри памятника. От размывов весенней водой памятник скоро пришел в ветхость. В 1830 году прибывший в Казань для принятия мер к прекращению холеры министр внутренних дел граф Закревский убедил Казанское купечество исправить памятник; для этой цели купечество собрало 5 тысяч рублей, исправило памятник, обложив его листовым железом, и приняло на себя содержание. Первые попечители над памятником, купцы 1-й гильдии Крупенников и Котелов, устроили в склепе богатый гроб, в котором были собраны кости воинов. В 1883 году устроена была дорога от дамбы к памятнику.

Последние добавления