Казанский Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь был основан в 1665 году казанским митрополитом Лаврентием, современником патриарха Никона (устроившего одноимённый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь как образ Палестины на реке Истре, переименованной им в Иордан, под Москвой). Несомненно, что митрополит Лаврентий был вдохновлен грандиозным комплексом на Истре. Казанский Новый Иерусалим расположен в 7 километрах от центра города, «в дачах деревни Горки»(сейчас Приволжский район Казани) на горе над озером средний Кабан также принадлежавшем монастырю. Об истории монастыря в XVII веке известно немного, дореволюционные источники начинают подробную летопись монастыря с начала XVIII века. Монастырь возможно был изначально основан именно как загородная резиденция казанских архиереев, взамен обветшавшего Архиерейского дома, построенного ещё в XVI веке в Казанском кремле первосвятителем казанским Гурием.
Архив Воскресенского монастыря был полностью уничтожен в первые годы советской власти, поэтому многие страницы истории монастыря восстановить уже невозможно. В 1928 году о гибели архива писал профессор Покровский: «(…) Погиб ценнейший и старейший казанский архив загородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок в начале XX ст(олетия), когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность профессором академии. Когда до меня дошел слух об опасности, грозившей этому архиву, и когда мы с только что назначенным управляющим Губархива бросились в загородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам встретились только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале или марте 1919 г.). Архив накануне нашей поездки был сожжен дотла (…)» [1] Полностью заявление И. М. Покровского дано в исследовании Р. Садыковой [2]
Возможно Казанский Новоиерусалимский монастырь был основан по благословению патриарха Никона, о чём есть историческое свидетельство. Так, в период раскола в русской церкви известный сторонник старых обрядов «подьяк» (бывший патриарший ипподьякон) Феодор Трофимов, вызванный на разбирательство из сибирской ссылки на собор в Москву, представил челобитную царю Алексею Михайловичу, где писал о казанском митрополите Лаврентии и Воскресенском монастыре:
«И в нынешнем, государь, во 7174 (1665/66) году, октября в первый день по указу государя волокся я, нищий, к Москве из Сибири за приставом. И в Казани будучи, бродил я, нищий, к митрополиту Лаврентию для милостыни. … А в то время он, Лаврентий, воссел на колесницу позлащенну, а перед ним неведомо какого чину старец, и сказали, что ехал он к празднику служить. А сказали тутошние люди: прежние де власти к праздникам на колеснице не езживали, ходили с кресты. …Камилавка и клобук на нем не по-старому… рукою осеняет странно некако, а то есть гордость и старому преданию нарушение. … у того митрополита Лаврентия от келий сделаны переходы на столпах каменных до соборные церкви… А ему ж приказал Никон строить таков же новый Ерусалим, и он строит деревянный тем же образом, и быть де ему в том Ерусалиме патриархом… и те его каменные переходы и светлица с чердаком явная гордость к царской державе и высости, потому что прежние пастыри переходов каменных и деревянных к соборной церкви не делывали. Он же митрополит поставил у себя над поварнею светлицу, а перед ней сделал чердак тесовый, а на нем поставил крест Христов и то явно ругательство кресту Христову»[3].
Как видно из челобитной, первые строения в монастыре были деревянными, но уже в 1698 году, в правление казанского митрополита Маркелла, главный собор собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова был возведен в камне. Это был однокупольный собор в стиле русского барокко с великолепным убранством фасадов: узорными наличниками окон, полуколоннами по углам, пространной трапезной и открытыми галереями с лесенками. Своим обликом храм напоминал главный храм казанского Кизического монастыря, возведенный в тот же период. Пятиярусная колокольня монастырского собора своим убранством напоминала один из красивейших храмов Москвы — церковь Покрова в Филях. После 1917 года колокольню снесли, храм обезображен, экстерьер не отличается от типового дома.
Большая часть построек монастыря была возведена в период правления митрополита Тихона, занимавшего казанскую кафедру с 1699 по 1724 год. В 1704 году была выстроена надвратная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского (небесного покровителя митрополита Тихона, в 1905 году храм был вновь освящен во имя св. Тихона Задонского). Возможно владыка Тихон построил бы ещё больше в Воскресенском монастыре, однако его деятельность была прервана указом Петра I от 1722 года, которым по всей стране категорически воспрещалось строить каменные строения, кроме новой столицы — Санкт-Петербурга.
Небольшое историческое свидетельство о Казани и Воскресенском монастыре, названном в источнике «дачей», в XVIII веке находим в воспоминаниях академика Делиля, который посетил Казань по дороге из Сибири, где он наблюдал солнечное затмение: «Вид града издали прекрасен, потому что в нем есть большие и высокие колокольни и другие каменные здания, но за исключением их место оказывается предрянным. Что мне более всего понравилось, так это мое знакомство с архиепископом Лукой, он весьма хорошо говорит по-латыни, был в Петербурге при кадетском корпусе и очень любит науки. В Казани он основал академию или гимназию и заботится о процветании ее, насколько это возможно. По приглашению его я отправился туда и был удивлен, видя во всех классах до богословия и риторики по 2-3 студента, которые приветствовали меня речами, произнесенными по памяти по-латыни и по-русски. Когда мне были надобности, то архиепископ посылал свою карету в 6 лошадей с двумя денщиками для разъездов по городу и окрестностям. Он приглашал меня осмотреть его церковь, когда сам отправлял в ней торжественное богослужение (4 октября) в память первого архиепископа этого города. Из сановников, сопровождавших его до архиерейских палат, он одних нас оставил обедать, а для окончания этого дня повез вечером на свою дачу, чрезвычайно приятную, где нас встретили залпом из 9 пушек»[4].
Дальнейшим расцветом и самим своим существованием монастырь обязан казанскому митрополиту Вениамину Пуцек-Григоровичу, пребывавшему на казанской кафедре с 1762 по 1782 год. В период его правления императрица Екатерина II в 1764 году провела реформу по секуляризации церковных земель, в соответствии с которой сотни монастырей в России, в том числе 27 в Казанской епархии, включая Воскресенский Новоиерусалимский, подлежали упразднению. Монастырь чудом удалось сохранить, благодаря стечению обстоятельств: после осады Казани Пугачевым в 1774 году, владыка Вениамин был по ложному навету оклеветан, осужден как якобы сочувствовавший Пугачеву и провел несколько лет в казанском остроге. Впоследствии владыку полностью оправдали. Императрица ознакомилась с делом, которое вёл председатель следственной комиссии, генерал П. С. Потёмкин (троюродный брат светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического), повелела Указом Синоду Вениамина «именовать митрополитом казанским и носить белый клобук» и направила казанскому владыке письмо: «Преосвященный Вениамин, митрополит казанский! По приезде моем в Москву первым попечением было для меня рассмотреть дела бездельника Аристова, и узнала я к крайнему моему удовольствию, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную вашу главу сим отличным знаком чести, да будет он для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели вашей; позабудьте прискорбие и печаль, кои вас уязвили; припишите судьбе Божией, благоволившей вас прославить по несчастных и смутных обстоятельствах тамошнего края; принесите молитвы Господу Богу; а я с отличным доброжелательством есмь Екатерина»[5]. Желая загладить свою вину Екатерина II в 1781 году даровала ему упраздненный Воскресенкий монастырь под загородную резиденцию, а также пожертвовала большие суммы на его благоустройство, значительная часть которых пошла на восстановление сгоревших при пугачевском бунте зданий семинарии.
Таким образом Воскресенский монастырь избежал упразднения, в нём была фактически возрождена монашеская жизнь, хотя вплоть до переворота 1917 года Новый Иерусалим существовал в статусе архиерейкого подворья или «архиерейской дачи», как его чаще называли в Казани. Тогда же по проекту известного известного архитектора Варфоломея Растрелли (1700—1771) под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева (? — 1807) «на Высочайше пожалованные суммы» в стиле барокко были выстроены архиерейские палаты с домовым храмом в честь Вознесения Христова, расположенном в центральной, выступающей от линии фасада, части здания. В архиерейском корпусе также размещались братские кельи и кладовые помещения. В помещениях первого этажа сохранились первоначальные сводчатые перекрытия, а в южном крыле одностолпная сводчатая палата, характерная для допетровского зодчества, что позволило искусствоведу В. Фехнер сделать предположение о том, что в корпус архиерейского дворца было включено более древнее строение[6]. В монастыре также были выстроены или капитально отреставрированы каменный флигель, занятый кухней и трапезной; ещё один флигель, в котором помещалась церковно-приходская школа и службы, и пристроенный к нему небольшой двухэтажный корпус, занятый братскими кельями.
В восточной части монастыря был разбит регулярный сад с аллеями лип, лиственниц и голубых елей, в стиле екатерининской эпохи, придавшему монастырю сходство с дворцовыми комплексами под Петербургом. Аллеи заложили таким образом, чтобы рядами деревьев складывались инициалы Спасителя — ИХ.
В дальнейшем вплоть до начала XX века все казанские архиереи жили в Воскресенском монастыре, а приезжая служить в кафедральном Благовещенском соборе Казанского кремля, останавливались в кремлевском Спасо-Преображенском монастыре.
Монастырю также были пожалованы угодья и к концу XIX века монастырь имел в собственности: 1) при загородном доме сад; 2) при том же доме земля с лесом в количестве 406 десятин 2366 кв. саж.; 3) пахотная земля в лесной даче «Гари», в количестве 30 десятин; 4) земля, называемая «Гривкой», между дачами деревень Горки и Аметьевской, в количестве 10 десятин 170 саж.; 5) в г. Казани на Рыбнорядской улице каменная лавка; 6) озера Ближний и Дальний Кабан; 7) озеро в 52 десятин 855 кв. саж., с 15 десятинами 200 саж. земли при нём, при с. Тарлашах, Казанского уезда; 8) «Красное озеро» с другими близ его находящимися озёрами и источниками в Спасском уезде; 9) мукомольная вальцовая мельница на р. Казанке при с. Савинове; 10) подворье в Москве, в Ветошном ряду, состоящее из каменного трехэтажного дома.
Вблизи монастыря в XIX веке были найдены остатки древнего булгарского или татарского городища.
В 1829 году усердием архиепископа казанского (1828—1836) Филарета, впоследствии киевского митрополита, ныне причисленного к лику святых, была произведена капитальная реставрация всех монастырских строений.
В конце XIX века в казанском кремле был восстановлен архиерейский дом, а Воскресенский новоиерусалимский монастырь стал летней резиденцией казанских архиереев.
Из других знаменитых обитателей казанского Нового Иерусалима необходимо отметить великого русского святого, преподобного старца Гавриила Зырянова, незадолго до перевода в казанскую Седмиезерную пустынь несшего послушание казначея монастыря (1883 год). В 1905 году экономом монастыря был будущий настоятель Зилантова монастыря преподобномученик Сергий (расстрелянный большевиками).
После 1917 года Воскресенский монастырь был закрыт одним из первых среди других казанских монастырей. В 1920 годы все здания и территория монастыря были переданы Казанской опытной сельскохозяйственнной станции и до сих пор, спустя 15 лет после перестройки, находятся в собственности НИИ «Нива». В 1949 году Воскресенский собор был переделан под жилье работников станции. Такая же судьба постигла и Введенский храм казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, однако декор церкви не пострадал. В Воскресенском же монастыре, помимо перепланировки и надстройки, было сбито все каменное узорчье храма, наличники, полуколонны и теперь собор снаружи ничем не отличается от обычного жилого дома. Сохранились только алтарные апсиды и возможно сводчатые потолки внутри храма. Рядом с собором издревле хоронили известных горожан и духовных лиц и до недавнего времени сохранялась деревянная кладбищенская часовня середины XIX века. В 2009 году эта часовня сгорела, несмотря на то, что памятник находился на охраняемой НИИ Нива территории. За несколько лет до этого в НИИ горело здание Воскресенского собора. Братский корпус XVII века без кровли постепенно превращается в руины. На территории монастыря сохранился и парк XVIII века. Несмотря на запущенное состояние, до сих пор прочитывается первоначальная планировка и прорисовка аллей. Известно, что проживая в Казани монастырский парк посещал Лев Толстой. Сохранилась и самая старая в нашем регионе веймутова сосна в три обхвата высотой 29 метров, посаженная ещё при владыке Вениамине в 1767 году.
Весной 2012 г. три здания Нового Иерусалима были переданы Богородицкому мужскому монастырю. За 6 месяцев была произведена постройка нового иконостаса в храме св.Тихона Амафунтского. С 30 ноября 2012 г. в Новом Иерусалиме постоянно служится Божественная Литургия. Храм Тихона Амафунтского заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы "Иверская". 13 февраля 2013 г. на собор Воскресения Христова установлен купол. В мае 2013 г. начаты ремонтные работы по восстановлению собора Воскресения Христова.
Примечания