«Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь»
Сколько раз слышали мы и проговаривали в голос или мысленно эти слова. Приходя в церковь, молимся Богу, просим о снисхождении благодати, прощении наших грехов, дабы уберег нас от всего плохого, крестимся и уходим из храма в мирскую жизнь, погружаясь дальше в свои проблемы. Но знаем ли мы значение слов, которые произносим крестясь? Знаем ли мы, почему молимся «во Имя» Троих, ведь Бог един?
Эту загадку поможет раскрыть история о том, как появился праздник Святой Троицы или Пятидесятницы, как ее еще называют.
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16)
Как и обещал Иисус Христос, снизошёл на пятидесятый день после Воскрешения Сына Божьего на апостолов Святой Дух.
«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».
Именно в этот день праздновали свою Пятидесятницу в Иерусалиме множество евреев, которые увидев огненные столбы, поспешили узнать, что случилось. Апостолы вышли к людям и начали проповедовать о Христе на разных языках, и все понимали их. Те, кто уверовал, спросили, что же им делать. Тогда апостол Петр ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Люди принимали крещение, их было около трех тысяч в тот день…
С этого момента начинается история Церкви как таковой. Апостолы, ведомые Святым Духом, несли учение о Христе многим народам. Они являли им чудеса, которые происходили по воле Божьей.
Также, Апостолы поставляли своих приемников — епископов. Дабы они могли совершать таинства, крещение, отпускать грехи. Ученики Христа передавали им благодатную силу, возлагая свои руки на них. Таким образом, Святой Дух снисходил на епископов. Это деяние священнослужителей совершается и в наши дни.
Наделив Апостолов умениями творить чудеса во имя Бога, Он послал их к разным народам, дабы рассказали о Нем, об искуплении грехов человечества Иисусом Христом, о Святом Духе, снизошедшим на них и вселившем надежду на спасение всем свидетелям этого чуда. Приемники Апостолов стали учителями веры, несли Слово Божье людям, объясняли необъяснимое, развеивали сомнения и сеяли семена, из которых проросли побеги по всему миру. Расцвели они, привлекая все больше верующих, и принесли плоды в виде Христианской Церкви как особой формы человеческого сообщества. Апостол Павел говорит: «вы — Тело Христово» (1 Кор. 12:27), а сам Сын Бога — Глава Церкви, Глава этого Тела. И теперь уже из этих плодов рассевается зерно веры в души каждого из нас.
Века делали свое. Изменилась жизнь, язык, быт, люди, кажется, стали другими, изменились приоритеты… Все труднее найти истину, понять церковные песнопения, вникнуть в суть религиозных догматов.
Знание того, что Бог един, как бы противоречит тому, что есть еще Бог Сын и Божий Святой Дух. Но Святая Троица является основоположным, особо почитаемым догматом Православной Церкви и отличительной чертой христианства от иных религий мира, которые исповедуют единобожье.
Бог нам представляется в трех ипостасях, но они не существуют каждая сама по себе, являя собой единое целое, дополняют друг друга, раскрывают сущность Бога, помогают осознать Его замысел и предназначение человека.
Для того чтобы понять и возможно переосмыслить, то чему учили с детства родители, когда приводили в церковь, стоит прочесть высказывания Святых Отцов. Чтобы как-то приблизить учение к пониманию людьми, они пользовались антологиями, то есть сравнивали Святую Троицу с явлениями природы, человеческими чувствами и т.д.
Святитель Василий Великий наилучшим сравнением для понимания единства Бога и триединства Его ликов считал радугу. В ее непрерывном переливании одного цвета в другой, и в то же время многоцветности присутствует единый лик. В нем нет пробелов, нет разграничения лучей. Мы видим различия между цветами, но не можем отделить их друг от друга. А ведь все вместе цвета радуги образуют собой единый белый цвет.
Человеческая душа так же стала одним из ключей к разгадке. Святитель Игнатий Брянчанинов учит: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа». Но при этом каждый из нас остается единым человеком.
Как же мы, люди ХХI века, эры интернета и высоких технологий, празднуем День Святой Троицы? Понимаем ли мы суть произошедшего в те далекие времена?
С детства мы помним, как на Троицу украшались храмы и дома разными цветами, зеленью и ветками деревьев. С одной стороны это традиция народная, означает проводы весны и встречу лета, с другой — подношение Богу — символ того, как подобно цветку расцвела Церковь после схождения Святого Духа.
Многие традиции дошли до наших дней. Мы так же украшаем дома, ходим в Церковь с букетиками цветов, устраиваем гуляния, игры, приглашаем в гости родных и близких. Кто-то печет пироги, как наши бабушки, а кто-то устраивает пикник, наслаждаясь дарами природы, ее спокойствием и красотой.
Для Церкви этот день особенно торжественный. Священнослужители вместе с людьми молятся о схождении на них Благодати Божьей, Святого Духа, величают Бога Отца, ибо Он Творец всего сущего, и Сына Его, как искупившего грехи наши перед Богом, давшего начало Церкви.
«Един Отец всего, Едино и Слово всего. Един и Святой Дух вездесущий... Прославляя, возблагодарим Единого Отца и Сына... со Святым Духом, Единого по всему... во всем благого, во всем совершенного, во всем мудрого, во всем правосудного», — пишет святитель Климент Александрийский.
Пусть снизойдет Дух Святой на Вас и Ваших близких в этот праздничный день. Мира душе Вашей, спокойствия разуму и благодати телу. С Днем Святой Троицы!