Публикации

Радуйся, Невесто Неневестная

  Количество просмотров

Следуя строкам древнего акафиста Богородице…

«Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от Своея иконы Грузинския источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасив­ши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде МОСКВЕ и в пустыни РАИФСТЕЙ благодати струи от иконы Твоея источаеши всем с верою поклоняющимся Тебе, и во иных градех и весех наших чтущим Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно во­пием Ему: Аллилуиа».

Читая акафист перед иконой, именуемой «Грузинской»

прослеживается вся ее история. Как появилась икона, где и какие чудеса исцеления, обращенных к ней, совершались.

Возьмем, к примеру, всего лишь 10 кондак. Почему в нем упомина­ется не только Раифская пустынь, но и Москва?

Оказывается, в Москву икона была перенесена в 1654 году. В это время в Москве была эпидемия чумы. Икона стала особо почитаемой в Москве и по ее образу были со­ставлены многочислен­ные списки. Патриарх Никон с 1658 года уста­новил празднование в честь Грузинской иконы Богородицы.

Подлинник Грузинской иконы Божией Матери

до наших дней, к сожале­нию, не сохранился.

В двадцатых годах про­шлого века с закрытием Красногорского монасты­ря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда мона­стырь вновь открылся.

Тогда архангельский епи­скоп Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но после этого образ бесследно исчез.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым — изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сы­ном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гла­сит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».

Со святого образа де­лались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прослави­лись впоследствии своими чудотворениями.

История чтимых списков с иконы Грузинской Божией Матери славно дополняет предание о са­мом чудотворном образе. Многочисленные чудеса и исцеления от святыни подвигли благочестивых жителей города Москвы сделать точные копии с иконы, три из которых впоследствии прослави­лись чудотворениями.

Первый список

находился в храме Жи­воначальной Троицы в Никитниках близ Вар­варских ворот. Он был сделан в 1654 году, когда Грузинская икона была принесена на некото­рое время из тогда еще Черногорского монастыря в Москву для поновления живописи и была постав­лена в Троицкой церкви в Никитниках. В это время она была принесена для молебствия в дом тяжко болящего прихожанина храма, Гавриила Евдо­кимова, который тут же получил исцеление. В благодарность за исцеле­ние этот человек заказал список с Грузинской иконы, который вскоре также прославился чудот­ворениями и с тех пор пользовался усердным по­читанием среди жителей Москвы.

Второй список

принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, находившемуся на месте храма Христа Спасителя. В 1655 году в Москве и окрестно­стях города открылась смертоносная язва. Одна монахиня Алексеевского монастыря, зараженная этой болез­нью, обратилась с мо­литвою к Богоматери, прося Ее об исцелении. Вспомнив о чудотвор­ной Грузинской ико­не, находившейся на Варварской улице, она хотела принести ее в монастырь, но сделать это было некому. Через какое-то время этой сестре было видение неизвестного монаха, которой сказал ей: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Гру­зинскую икону Божией Матери? У вас в монасты­ре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее — и увидите на себе ми­лость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры, которым монахиня рас­сказала о своем видении, долго недоумевали, что это за пещера, которую назвал старец, пока, нако­нец, в церковной ризнице не увидели устроенный в стене, наподобие пеще­ры, шкаф для хранения церковных книг и бого­служебной утвари. Там они и нашли Грузинскую икону Богоматери, от ко­торой вскоре произошло прекращение смертонос­ной болезни не только в обители, но и по всей Москве .

Третий список

находился в храме Покро­ва Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Известны посеще­ния образа Императри­цей Анной Иоанновной, Государем Императором Александром Первым.

В настоящее время этот святой образ с благо­словения Святейшего Патриарха Алексия II на­ходится в храме святите­ля Мартина Исповедника на Большой Алексеевской (ныне Большой Коммуни­стической) улице, в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Ну и, конечно, список, хранящейся в нашем Раифском монастыре.

Четвертый список

Список был заказан митрополитом Лавренти­ем лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузин­ской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксиро­ваны чудеса, происхо­дившие во время пере­несения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исце­лялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.

Предание рассказывает о случае, который произо­шел в деревне Васильево летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Бого­родицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с по­сеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии лома­лись ветки на деревьях...

Вот сколько историче­ских событий содержит всего лишь один кондак акафиста... 
А сколько в нем приво­дится реальных имен и личностей, которые заслуживают отдельной публикации или даже исторического иссле­дования: глубокого и вдумчивого.

Вернуться к списку

Последние добавления