В июне 1552 года царь Иван IV, еще не успевший заслужить прозвания «Грозный», выступил из Москвы в поход против Казанского ханства. Это была уже его третья попытка покорения Казани. Две первых, в 1547 и 1549 годах, не увенчались успехом, но теперь все складывалось как нельзя более счастливо. В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьев пишет: «Везде войско находило обильную пищу: было много всякого овощу, лоси, по словам летописца, как будто бы сами приходили на убой, в реках множество рыбы, в лесу множество птиц. Черемисы и мордва, испуганные походом многочисленного войска, приходили к царю, отдаваясь в его волю, и приносили хлеб, мед, мясо; что дарили, что продавали, кроме того, мосты на реках делали».
23 августа 1552 года 150-тысячное московское войско, вооруженное, помимо прочего, полутора сотнями крупных артиллерийских орудий, подошло к Казани и окружило ее плотным кольцом. Осада продолжалась более месяца, татары защищались отчаянно, постоянно делая вылазки в стан осаждавших. Даже в день перед решающим штурмом, когда значительная часть городских укреплений была порушена и Иван IV послал казанцам сказать, чтобы они били ему челом и он простит их, татары отвечали: «Не бьем челом! На стенах русь, на башне русь — ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся».
Отсидеться не удалось. 1 октября (14 октября по новому стилю) русское войско пошло на приступ. Восклицания «с нами Бог!» смешались возле казанских стен с криками «Магомет! Все помрем за юрт!». Началась жестокая сеча. Царь в это время молился за обедней в походной церкви, праздновался Покров Божией Матери. «Государь! Время тебе ехать; полки ждут тебя», — говорили ему ближние люди, но он отвечал: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». Лишь в самом конце обедни, благословившись у духовника, Иван поскакал к своему полку.
Когда царь подъехал к городу, на стенах его уже развевались русские флаги, а к вечеру столица волжских татар пала. 11 октября русское войско выступило обратно в Москву.
Столь знаменательное событие, как завоевание Казанского ханства, от которого москвичи немало натерпелись в прежние годы, требовало увековечения. Еще перед началом третьего похода Иван IV дал обет в случае успеха построить в Москве на Красной площади большой храм. После победы обет надлежало исполнить.
На Красной площади, там, где теперь красуется собор Покрова Пресвятой Богородицы, издавна стояла деревянная Троицкая церковь.
В 1554 году на ее месте возвели деревянный Покровский собор, а уже в 1555 году началось строительство ныне существующего каменного собора. Велось оно под руководством русских и, возможно, европейских мастеров, но история сохранила для нас лишь два полулегендарных имени — Бармы и Постника Яковлева. Более того, в настоящее время высказывается предположение, что Барма и Постник — одно лицо: Иван Яковлев Постник, «по реклу» (по прозвищу) Барма.
Создание иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» (известной также как «Церковь воинствующая») относится к середине XVI века, то есть к «послеказанскому» периоду царствования Ивана Грозного. Связь ее с третьим казанским походом несомненна, но рассматривать этот образ только как аллегорическую картину возвращения русских воинов из Казани, отождествляемой с горящим городом в правой части иконы, в Москву, изображенную в образе «Небесного Иерусалима» в левой части композиции, было бы неверно. Представленное на иконе шествие есть путь святых из «града лукавого» в Горний Иерусалим. Святые изображены на ней в виде воинов, ибо ведут на протяжении земной жизни непрестанную духовную брань. Войско ведет Архангел Михаил, а встречают его Богоматерь и Младенец Христос. Они подают венцы ангелам, которые летят с ними навстречу воинам. Особый интерес вызывает более крупная по сравнению с другими воинами фигура всадника в центре иконы (с крестом). В ней исследователи обыкновенно видят или Ивана Грозного (если толковать изображение, применяясь к историческому контексту), или Константина Великого (при истолковании иконы в символическом ключе). До революции икона «Благословенно воинство Небесного Царя» пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, а сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.
Источник: журнал «Православные храмы»