Публикации

Святитель Филарет (Амфитеатров) и духовное образование в Казанской епархии

  Количество просмотров

В феврале 1828 года владыка Филарет был назначен архиепископом Казанским и Симбирским. До его назначения последним, кто занимался вопросами духовного образования в епархии, был архиепископ Амвросий (Подобедов). После 1799 года Казанской епархии «не везло» на архиепископов. Амвросия сменил архиепископ Серапион (Александровский), который практически не выезжал из своего загородного дома, что приостановило церковную жизнь епархии, в том числе и духовное образование. Следующим был архиепископ Павел (Зернов). Архиепископ Амвросий (Протасов) обладал талантом проповедника, преподавателя и оратора, но был плохим администратором. При его правлении духовное образование в епархии не получило достойного развития, несмотря на все таланты и старания владыки. Сменивший его архиепископ Иона (Павинский) был на этом посту недолго, не мог заниматься своими прямыми обязанностями, так как сильно болел, и через два года умер. 

Проблемы были не только в руководстве епархии, но и в целом в консистории. Архиепископ Амвросий (Протасов) в период своего пребывания в Казанской и Симбирской епархии пытался бороться с коррупцией и взяточничеством, которые имели место в консистории, но безуспешно.

С 1798 года началось реформирование высших духовных школ, и Казанская семинария была преобразована в духовную академию, но пожар уничтожил ее здание. Архиепископ Амвросий (Протасов) попытался вернуть академию к нормальной жизни, но она была вновь  преобразована в семинарию, просуществовав всего двадцать лет. Дело было не только в отсутствии нормального здания, но и в неимении высокопрофессиональных кадров для преподавательского штата  и серьезной работы по организации учебного процесса.

Когда архиепископ Филарет (Амфитеатров) прибыл в Казань, он столкнулся с множеством проблем. Одна из главных была связана огромными размерами епархии, которая включала в себя две губернии. В 1820 году в Казанской губернии было 406 приходских церквей и 607 церковных причтов. В Симбирской губернии – 603 приходские церкви и 788 причтов. И в этой обширной епархии в период с 1818 по 1829 гг. было всего четыре духовных училища: в Казани, Чебоксарах, Симбирске и Алатыре. Они были переполнены, что не удивительно при огромной численности духовенства епархии. Большая часть детей духовенства не могла получить никакого духовного образования.

В 1828-1829 учебном году в Казанской семинарии обучалось 378 человек. В этом же здании располагались уездное и приходское училища, где обучалось 852 ученика. Таким образом, в семинарском доме одновременно находилось 1230 человек. Число учеников с каждым годом росло, помещений не хватало. Положение учащихся было ужасным: семинарское начальство не заботилось ни об их быте, ни об одежде, ни о питании. Семинаристам был положен комплект белья, одежды и обуви, но он выдавался на очень длительный срок, поэтому очень часто, особенно в училище, можно было встретить учеников в разорванной, засаленной одежде, почти в рубище, и в сапогах, из которых выглядывали пальцы. В теплое время года ученики ходили босиком. В помещении семинарии было очень грязно, полы мылись только четыре раза в год. В комнатах, на кроватях и одежде учеников было много насекомых-паразитов. Питание было очень скудным, часто ученики вообще не ели мяса. Тарелок не было, ели из общих больших деревянных или глиняных чаш. Деревянные ложки прятали под подушки и приносили с собой в столовую. Из-за нехватки мест часть семинаристов была вынуждена жить на квартирах, и зачастую их бытовые условия были еще ужаснее.

Архиепископ Филарет через год после своего назначения в Казанскую епархию, в 1829 году, открывает уездные и приходские училища в городах Чистополь и Свияжск, а в 1833 году – в Сызрани и Самаре. Он также позаботился о штатах этих училищ, об окладах преподавателей и обеспечил помещения для их проживания. Открытие этих духовных учебных заведений позволило уменьшить количество учащихся в трех ранее существовавших училищах.

В 1832 году на деньги, выделенные Синодом, было куплено новое здание для Казанского духовного училища (дом дворян Геркен по соседству с Богородицким монастырем), переезд в него состоялся через два года. Рядом с ним на собственные деньги архиепископа Филарета для училища был выстроен двухэтажный дом. Переезд училища освободил много места в помещении семинарии (до пожара 1842 г. оно было трехэтажным). Появилась возможность переселить часть воспитанников из наемных квартир в семинарский корпус. Много лет вл. Филарет добивался открытия еще одного семинарского общежития, но безуспешно.

Архиепископ решил открыть домовую церковь в семинарском корпусе. У самой семинарии денег на это не было, Синод в просьбе о выделении средств вл. Филарету отказал. Тогда он уговорил генерала С.Ф. Желтухина дать денег на семинарскую церковь. Большое внимание преосв. Филарет уделял устройству семинарской библиотеки, самолично отбирая для нее книги. Также в семинарии было выделено помещение для больницы. Своим вниманием архиепископ удостаивал даже незначительные для его статуса проблемы. Он ежегодно присутствовал на экзаменах в семинарии. В семинарии существовал очень многочисленный философский класс, и в 1830 году вл. Филарет решил разделить его на два параллельных отделения. К штату семинарии были прибавлены оклады для новых наставников. Святитель сам ежегодно выбирал людей для преподавательской деятельности в этом учебном заведении, постоянно отмечал их усердие в работе и всегда был доброжелателен, аттестуя их в формулярных списках.

В начале своей деятельности, в марте 1829 года, владыка Филарет основал «Комитет для вспомоществования бедным ученикам Казанской семинарии и низших, подведомых оной, училищ», в котором имел звание Первенствующего члена. Кроме ежегодного взноса в 500 рублей, архиепископ пожертвовал в 1831 году – 2000 рублей, а в 1833 – 1000. Часто деньгами Комитета пользовались не только бедные ученики, но и выпускники семинарии. Иногда Филарет выдавал собственные деньги, чтобы не истощать казну (расходовать средства) Комитета. После настойчивых просьб  архиепископа Комиссия духовных училищ выделила деньги на содержание бурсаков: в 1829 году – 1800 рублей, в 1831-м – 3500 (20 бурсачных окладов), в 1832-м – 8750 (50 окладов). Сам вл. Филарет поддерживал малоимущих учащихся различными способами: предоставлял им места причетников, дьяконов и священников, оставлял за осиротевшими места их покойных родителей задолго до окончания семинарии.

В 1832 году Владыка добился создания новой Симбирской епархии. Таким образом, почти вдвое уменьшилось число представителей духовенства, а их дети получили возможность получить полноценное духовное образование.

Архиепископ Филарет создал стройную, цельную концепцию миссионерской деятельности. Не последняя роль в ней отводилось и духовному образованию. Он предлагал специальную программу подготовки священников для инородческих приходов. Для этого в семинарии должны были изучаться местные языки, дети инородцев должны были приниматься в духовные училища, а затем и в семинарию. В Казанской семинарии было увеличено количество часов на изучение языков других народностей, но этого оказалось недостаточно, т. к. выпускники не могли овладеть ими. Препятствием служило и то, что дети инородцев не были исключены из податных сословий государственных и удельных крестьян, это делало их обучение в училищах духовного ведомства невозможным.

Вклад святителя Филарета в дело улучшения духовного образования в Казанской епархии ценен вдвойне, так как время его деятельности прошлось на сложный период в российской истории, правление Николая I, когда любая инициатива подавлялась государственной бюрократической машиной, десятилетиями не решались даже простые вопросы, не говоря уже о таких серьезных делах, которые удалось совершить архиепископу Филарету.

Вернуться к списку

Последние добавления