Святой мученик Иоанн Казанский родился и жил в Нижнем Новгороде.
Возникшее около середины XV века на развалинах Булгарского царства, Казанское ханство за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним Московским царством. Казанские татары вместе с черемисами и чувашами очень часто делали набеги на сопредельные селения и города Русского государства, а особенно на нижегородские земли. Они старались награбить как можно больше и захватить пленников.
В один из таких набегов в 1505 году из Нижнего Новгорода вместе с другими пленниками был уведен в Казань один богобоязненный и благочестивый юноша по имени Иоанн.
Сохранилось описание внешности мученика Иоанна: «...Млад, рус, брада невелика...». После прибытия в Казань все пленники были разделены между теми, кто участвовал в набеге. Иоанн достался одному ханскому родственнику, по имени Алей-Шпур.
Будучи юн годами, Иоанн хорошо был наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он приучен был к строгому исполнению требований христианской веры – соблюдал посты, не любил праздности и все время проводил в трудах и молитвах. За такое трудолюбие Алей-Шпур сделал Иоанна своим личным слугою. Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и терпеливо переносил неволю, несмотря на все насмешки, которыми осыпали его мусульмане. Уповая на милость Божию, он проводил ночи в молитве.
Ценя Иоанна как прекрасного слугу, Алей-Шпур пожелал обратить его в мусульманство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. Ни ласки, ни угрозы не могли поколебать Иоанна. Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин и ничто не заставит его переменить свои убеждения.
Даже мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от Христа, не достигли цели. При этом он не только с силою защищал христианскую веру, но и обличал ложное учение Магомета.
Видя, с одной стороны, бесцельность своих многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, а с другой – твердость, с которой мученик открыто исповедовал Христа, а Магомета называл лжецом, разгневанный Алей-Шпур в 1529 году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна. Ему связали руки ремнем и вывели за город на близлежащую гору. Там ему должны были отрубить голову.
Истязая страдальца, мучители нанесли ему много ран и насквозь прокололи живот мечом. Наконец мучители решили отсечь ему голову. Удар был нанесен неудачно – страдальцу рассекли только шею, отчего он, обливаясь кровью, упал без чувств.
Мучители, считая его мертвым, возвратились в город. В этот день был сильный мороз. Много часов Иоанн пролежал без чувств и только поздним вечером очнулся. Желая прославить Своего мученика, Господь дал ему достаточно сил, чтобы подняться, причем руки его развязались сами собой, и он, осенив себя крестным знамением и поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского.
Придя к боярам уже глубокой ночью, Иоанн рассказал им о том, какие мучения он претерпел от мусульман. Нанесенные ему раны были смертельны.
Предчувствуя близкую кончину, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Тайн. Причастившись, Иоанн провел остальную часть ночи без сна в молитве и утром при восходе солнца предал свою душу в руки Божии. Благоухание наполнило дом, где находилось тело святого мученика Иоанна.
Так Господь прославил смиренного Своего исповедника, и все христиане прославили Бога, дивного во святых Своих. Честное тело святого мученика Иоанна было тайно погребено на русском кладбище в лесу, недалеко от Казани, вероятно, на том месте, где сейчас находится Зилантов монастырь.
В 1592 году святитель Ермоген будущий Патриарх Московский и всея Руси, а тогда митрополит Казанский и Астраханский (память 17 февраля) ходатайствовал о канонизации мученика Иоанна перед Патриархом Иовом. Благословение на это было получено и земля Казанская обрела еще одного усердного молитвенника перед Богом, чтобы Церкви православной стоять и укрепляться на этой земле до скончания века.