Публикации

Календарь Великого поста (c 26 февраля по 15 апреля 2017 года)

  Количество просмотров

Четыредесятница напоминает нам о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще молитвой и борьбой с нашей греховностью. Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо.


Первая седмица Великого поста

Первая и последняя недели поста отличаются своей строгостью, а богослужения — продолжительностью.

Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...».  Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается великое повечерие. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великий пост бывает литургия святителя Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений — литургия святителя Василия Великого, которая совершается и в Великий четверг, и в Великую субботу Страстной седмицы.

В первые четыре дня — понедельник, вторник, среду и четверг — на великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.

Первая седмица Великого поста

В первую пятницу Великого поста положенная в этот день по уставу литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон святому великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился святой великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей, и потому их в достаточном количестве держали в домах. Святой Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христианскую веру вкушением идоложертвенного.

Святой великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии в Малой Азии и пострадал за Христа в 306 году. Его замучили, несмотря на его большие военные дарования, в которых нуждался Рим, за твердость в исповедании христианской веры и категорический отказ почтить языческие капища не только принесением жертвы, но даже самим присутствием в них.

Неделя 1-я Великого поста: Торжество Православия (14 марта 2016 года)

Неделя 1-я Великого поста: Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое Торжество Православия, установленное при царице Феодоре в 842 году в память о победе православных на Седьмом Вселенском Соборе. Во время этого праздника в середине храма выставляются полукругом на аналоях храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры Православной, а «многие лета» — живущим.

Неделя 2-я Великого поста: память святителя Григория Паламы

Неделя 2-я Великого поста: память святителя Григория Паламы

Во второе воскресенье Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо Трисвятого. Церковь в середине Четыредесятницы выставляет верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в «Синаксарие». Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

«Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — верующих утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника.

Неделя 4-я Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

Неделя 4-я Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

В четвертое воскресенье вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божьему. В четверг на пятой Неделе совершается так называемое стояние Марии Египетской, или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон преподобного Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится около пяти часов. Жизнь преподобной Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается служба Похвалы Пресвятой Богородице. Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Неделя 5-я Великого поста: память преподобной Марии Египетской

Неделя 5-я Великого поста: память преподобной Марии Египетской

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь в лице преподобной Марии Египетской дает образец истинного покаяния и для ободрения духовно-труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота (8 апреля 2017 года)

Лазарева суббота

В субботу на шестой неделе на утрени и на Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой.

Лазарева суббота приходится на 6-ю Неделю Великого поста: между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нем вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

На утрени в этот день поются воскресные тропари по Непорочных: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (9 апреля 2017 года)

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделею Ваий и Цветоносною. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...».

Страстная седмица (с 10 по 15 апреля 2017 года)

Страстная седмица

Страстной седмицей называется последняя перед Пасхою неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные.

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной, которая есть утреня Великой пятницы, читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни, которая служится в 14:00 или в 15:00, выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе и победы Его над адом и смертью.

Особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полуноши...», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой...». Все эти три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

Вернуться к списку

Последние добавления