Во второе воскресенье Великого поста Святой Церковью установлено праздновать память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского.
Святитель Григорий жил в XIV в. В юношестве он получил хорошее образование, но предпочел мирской суете уединение и безмолвие и удалился на святую гору Афон. Там он вступил в строгую аскетическую жизнь, которую вели монахи Святой горы. Живя на Афоне и стремясь к духовному совершенствованию, святой Григорий проникся духом исихазма, или умного делания, непременным условием которого являются уединение и молитва.
Вскоре на афонских подвижников стали воздвигаться ложные обвинения со стороны ученого монаха Варлаама и его сторонников, которые утверждали, что умное делание – это еретическое заблуждение, поднимали на смех рассказы монахов о молитвенных приемах и духовных озарениях, а также пытались доказать тварность Фаворского света. Святитель Григорий встал на защиту подвижнической жизни и истин Православной веры, явив миру свои апологетические труды. Одной из самых известных апологий святителя являются «Триады в защиту святых исихастов».
В частности святитель Григорий Палама защищал пост, молитву и бдение, говоря, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом, каким Он сиял на Фаворе. Поэтому Святая Церковь творит память святителя Григория Паламы во время сугубого поста и молитвы — в Великий пост.
Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Называя его именем следующий за Неделей Торжества Православия календарный период, Православная Церковь подчеркивает тем самым особую ценность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное осмысление. Эта форма христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого «исихиа» — «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора — «паламизм». Святой научил Церковь верить, что человеку возможно освятиться светом, подобным Фаворскому свету Преображения. Такая возможность открывается на пути аскетического делания, по сути — дорогой поста.
На богослужении второго воскресенья Великого поста к песнопениям воскресным добавляются торжественные песнопения, посвященные святителю Григорию Паламе, они величают святителя как «богословия трубу», «огнедохновенные уста благодати», «реку премудрости», «света светильник, звезду ясную, тварь просвещающую». А приблизительно в середине богослужения поется праздничное песнопение (тропарь), посвященное святому:
«Православию наставниче, святителем украшение, богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвале, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Следующие семь дней приведут нас к середине поста — Крестопоклонному воскресенью. Богослужебные тексты понедельника вспоминают притчу о блудном сыне. Это напоминание о возможности подняться над грехом с помощью покаяния. В песнопениях, относящихся к среде, появляются предвестники памяти о страшном и великом событии — Распятии Христовом: «Господии, Крестом убивый льстиваго, от прелести его избави мя...» До воскресенья темы песнопений на церковных службах во многом посвящены тому, как верующему преодолеть свою падшую природу (блудный сын) и с помощью поста сделаться достойным созерцать и поклоняться Кресту Спасителя.
В 2013 году в среду третьей недели (седмицы) Великого поста (3 апреля) Церковь празднует память преподобного Серафима Вырицкого, русского святого, чья жизнь и аскетические подвиги приходятся на первую половину XX века. Монашеский постриг преподобный принял во времена гонений на Церковь, в 1920 году. Его жизнь — пример того, что даже в совсем неблагоприятных для верующего, смутных обстоятельствах времени возможно стремиться к совершенству и достигать его. До своего пострига в монашество преподобный (в миру Василий Николаевич Муравьев) был весьма успешным в купеческих делах, но к богатству «тленному» не испытывал влечения. Память преподобного добавляет в богослужения Великого поста дополнительную деталь Великопостного сюжета. Преподобный Серафим Вырицкий еще раз подтвердил, что постная дорога ведет к освящению, совершенству и спасению.
Первые изображения святителя Григория Паламы появились после его канонизации в 1368 году. Традиционно он изображается с короткими темными волосами, иногда с гуменцом (выбритая макушка как символ тернового венца), с окладистой бородой средней длины. На нем святительские ризы — крестчатая фелонь с омофором, в позднее время его изображали также в узорчатой фелони. В левой руке — Евангелие (реже свиток), правой благословляет.
Икона святителя Григория Паламы, находящаяся в собрании ГМИИ им. Пушкина, датируется последней четвертью XIV века, т. е. написана вскоре после канонизации. Некоторые исследователи считают, что этот образ сохраняет портретные черты святого. Это вполне возможно, так как Григорий Палама был причислен к лику святых ближайшим его учеником патриархом Филофеем, хорошо знавшим его, и икону писали люди, которые могли помнить, как выглядел святой.
Этот образ еще интересен тем, что он несет на себе явное влияние тех споров о Фаворском свете и Божественных энергиях, в которых участвовал святитель, защищая священнобезмолвствующих и отстаивая идею обожения человека как конечной цели спасения. Именно преображенным нетварным светом и предстает святитель Григорий на этой иконе. Само письмо иконы светоносно: золотой фон создает сияние, в котором пребывает святой. Но особенно интересно решен лик, который буквально источает свет, он преображен светом, льющимся из глаз. Икона небольшая, написана, скорее всего, в Константинополе, была привезена на Русь, видимо, кем-то из окружения митрополита Киприана, а возможно, и им самим. Митрополит Кипринан, будучи учеником и ставленником патриарха Филофея, был последователем святителя Григория Паламы и его идеи распространял на Руси.