Как известно, в течение всей Светлой седмицы поста нет. Поэтому возникают вопросы, можно ли на Светлой седмице причащаться и надо ли соблюдать пост перед Причастием. Каковы главные особенности богослужения в этот период, и как нужно проводить это время? Об этом — в беседе с клириками Свято-Авраамиевского храма иереем Сергием Карпухиным и иереем Александром Павловым.
— Мы радуемся победе жизни над смертью. Радуемся воскрешению Христа, Который преобразил падшее естество человеческое и вознёс его до небес, тем самым открыв для человечества двери рая и примирив человека с Богом. Радуемся тому, что мы стали своими для Господа.
— В Светлую седмицу во всех православных храмах воспевается торжество жизни и Воскресения, прославляется победа над смертью Господа нашего Иисуса Христа. Приходит осознание того, что смерти нет, а есть вечная жизнь, которую Господь даёт всем без исключения. Нужно только с Ним совоскреснуть для этой вечной жизни, умерев для греха. В это время за богослужением не поминаются усопшие. Мы не вспоминаем о смерти, поэтому молимся только о живых. Та пасхальная утреня, которая совершается непосредственно на пасхальном богослужении, служится ежедневно в течение всей Светлой седмицы. Из-за этого сама служба несколько короче обычного воскресного богослужения.
— В дни Пасхальной седмицы мы не постимся, потому что Пасхе уже предшествовал пост — так называемая Четыредесятница. Когда Господа спросили, почему Его ученики Его не соблюдают посты, Он ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19-20). Сейчас с нами Жених — Воскресший Бог, радость переполняет нас, поэтому сплошная седмица, и поста нет. Для православных, соблюдающих Великий пост, посты в среду и в пятницу, на Светлой седмице поста перед Причастием нет.
— На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные Часы. К обычному молитвенному правилу мы возвращаемся вечером в субботу Светлой седмицы. Подготовка к Причастию в это время тоже изменяется — вместо канонов ко Причастию читаются Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).
— Человеку, соблюдающему посты и регулярно исповедующемуся, а не просто захожанину, особой необходимости исповедоваться нет. За исключением совершения греха, который не позволяет душе не исповедаться. Если человек новоначальный, и бывает в храме от случая к случаю, то ему, конечно, не помешает исповедоваться. Если говорить об исповеди перед Причастием, то по благословению духовника человек может подходить к Причастию без исповеди.
— Да, можно. Двери рая открыты, и Господь всех принимает на брачный пир. Но нужно отметить, что человек, который живёт по канонам Церкви, должен относиться к Причастию с благоговением, чтобы оно не было в осуждение и не превратилось в обычную пищу.
— Светлая седмица — это воскресенье, растянутое на семь дней. Как воскресенье мы стараемся посвятить Богу, точно так же Светлую седмицу мы должны, в первую очередь, посвящать Богу, богослужению, молитве, добрым делам и переживанию пасхальной радости со своими близкими. Православие — это вера радости, поэтому совсем не обязательно сидеть дома и заунывно талдычить молитвы. Можно культурно отдохнуть, если, опять-таки, театральная постановка или фильм не противоречат нашим убеждениям. Может быть, появится необходимость посетить какие-либо мероприятия, но отвлекаться от главного мы не должны.