Мировоззрение великого русского поэта А.С.Пушкина было проникнуто православным миропониманием. И он, как православный поэт, стоял за истину Христову, за любовь и милосердие, пробуждение в человеке добрых чувств: «И чувства добрые я лирой пробуждал...»
«Я — Свет миру», — сказал Господь, «Солнцем правды» именует Иисуса Христа Священное Писание. О Евангелии Пушкин говорил своим друзьям: «Вот единственная Книга в мире: в ней всё есть». Эта книга явилась главным духовным источником пушкинского гения. Поэт изучил разные религии мира, в юности увлекался вольтерианством (философское учение), но в итоге духовных поисков убежденно пришел к православной вере, он писал, что православие русского народа составляет «особенности национального характера».
Александр Сергеевич завещал не публиковать богохульные произведения его «ветреной юности», за которые его мучила совесть. Но те, кто ненавидел великого поэта, издавали под его именем даже то, что не принадлежало его перу. Пушкин в своём творчестве раскрывает сокровенную жизнь человеческой души, в его произведениях читатель видит, как дух господствует над плотью. Господство плотского начала ведет к скотской жизни, соблазнам, ненависти, зависти, гневу, разврату, пьянству, убийству. Великому поэту близки были советы святого Ефрема Сирина: «Прежде, нежели укоренится в тебе страсть, вырви ее из себя, и прежде, чем даст она отростки, исторгни корень ее из глубины сердца своего, чтобы она не овладела тобою».
Император Николай I назвал поэта «умнейшим человеком России». Читающий Пушкина действительно поумнеет, если оставит в своём сердце хоть искру духовного света его поэзии. Лучшие творения его обладают удивительной силой — они проясняют и просветляют ум и сердце. Пушкинское жизнепонимание созвучно жизнепониманию Ф.М. Достоевского, который говорил: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не соглашается жить и скорей истребит себя, чем останется на земле». Не потому ли в наше время и самоистребляются пьяницы и наркоманы?!
Размышляя о том, почему зло иногда притягивает людей, Пушкин писал: «Суть в нашей душе, в нашей совести и в обаянии зла. Это обаяние было бы необъяснимо, если б зло не было одарено прекрасной и приятной внешностью». А так страшно, когда жизнь вдруг представляется бессмысленной! Отчаяние отнимает силы жить дальше. Тяжелое духовное состояние Пушкина весной 1828 года отражает самое мрачное стихотворение, которое он пометил датой своего рождения (26 мая). Пресыщенный мирской суетой, не находя духовного просвета, поэт с его африканским темпераментом и русской душой выкрикнул свое отчаяние стихом, что жизнь — «Дар напрасный».
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня волшебной властью
Из ничтожества воззвал?
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Тоска и уныние — это греховное состояние, согласно православному вероучению, и от него нужно избавляться. Вот почему митрополит Московский Филарет ответил Пушкину своими стихами, причём, использовал его же лексику и поэтический размер. Поэт в своём стихотворении бунтовал, ища виновных, — святитель Филарет обращает взор поэта в глубину его души, напоминая о забвении истины: не ищи виновных вокруг себя — «ищи вину в себе», в собственных грехах.
Ответ митрополита на стихи Пушкина:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Прочитав это послание, Пушкин был потрясён. Поэт ощутил целительную силу слов Филарета и ответил ему стихами, с покаянием, признав греховность своих мыслей.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйныя мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
В словах «С высоты духовной мне руки простираешь ты» поэт использует образ из Псалма 143 («Господи!.. Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня…»).
Во времена Пушкина Евангелие и Псалмы — эти важные духовные источники — многие знали наизусть. Пушкин признавался, что речи Филарета поражают его не в первый раз, он читал его духовные произведения и на одно из них прямо ссылается в примечании к «Полтаве». Сила Пушкина как человека и как поэта — в необычайной искренности покаяния, в стремлении к очищению души. Исследователи утверждают, что после таинств Исповеди и Причастия к поэту, словно сами собой, приходили стихи просветленные, с гармоничным мироощущением. Православная вера была стержнем пушкинского творчества.
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания...» Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра...