Публикации

Слово митрополита Феофана о монашеской жизни на Святой горе Афон

  Количество просмотров

12 декабря 2015 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря. По завершении богослужения владыка митрополит обратился к присутствующим со словом проповеди.

Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днем и с памятью святого апостола Андрея Первозванного.

По милости Своей Господь привел меня на Святую Гору Афон. Вчера только вернулся оттуда, несколько дней побыл в монастырях, в нашем Свято-Пантелеимоновом монастыре.

И вот на что я обратил внимание: жив еще мир, ибо иноки, живущие на Афоне, настоящие подвижники. Я посмотрел на их расписание. В час ночи начинается полуночница, затем утреня. После утрени — Божественная литургия и ближе к 6 часам кончается служба. Там электричество есть уже, но они не проводят никакого уличного освящения. А в кельях маленькая лампочка фонарика горит, чтобы нос не разбить. В храмах электричества нет, всё свечи.

И входишь как бы в другой мир — только шуршат шаги монахов. Одни совсем престарелые — священноархимандриту Иерониму, настоятелю монастыря, 100 лет исполнилось. Я был там 40 лет назад, и сейчас вот опять, а он все такой же, не меняется. В светлом разуме, передвигается, я не успеваю за ним. Господь дает крепость. Иноков в монастыре около сотни, есть совсем молоденькие, есть постарше. Видно, что дух благочестия живет в монастыре.

Как окончили ближе к 6 часам Божественную литургию — небольшой отдых. Наверное, часов в 10 у них завтрак. Если воскресенье, то в Рождественский пост дают им немножко рыбы. А так — горох, суп овощной и больше ничего. Читает монах житие или поучение какое-то — тишина. Очень быстро едят, я не успевал; по-архиерейски сидел, а надо вставать — уже все поели.

Отдохнув часа два, может быть, полтора, некоторые уже встали на послушание. Кто двор метет, кто какими-то строительными делами занимается. После обеда — опять небольшой перерыв. И где-то около двух часов начинается служба, вечерня, обычно с каноном или с акафистом великомученику Пантелеимону или Божией Матери. Затем опять небольшой перерыв. Где-то в пять часов вечера — богослужение, великое повечерие с канонами, часа полтора. После этого — какие-то послушания, а в час ночи опять служба. И так вот круглый год.

Я находился там и думал: что может поддерживать этого старца столетнего, который около 60-ти лет в монастыре живет? Изо дня в день молитва, труды. Одно сознание без веры не удержит. Конечно, бывают случаи, уезжают некоторые иноки, не выдержав такого духовного напряжения. Но все же основная часть, веруя, остается. Потому что без веры изо дня в день такой ритм богослужебный не по силам. Только вера, растворенная молитвой и трудами, помогает им нести монашеский крест.

Я обращаюсь к вам, братия. Вы живете в монастыре, который практически в миру. И вам надо помнить, что главная ваша защита — это молитва, молитва частная, келейная, но и молитва общая. Никогда не тяготитесь богослужением.

У меня к вам не просьба, а указание, как архипастыря и как настоятеля монастыря, — всё вычитывайте полностью, все кафизмы, независимо от того, воскресный или невоскресный день. У нас где-то должен совершаться полный круг богослужений, тем более, в монастыре. Нам некуда торопиться, потому что торопливость в богослужении — это отнюдь не по-христиански. Думаю, что многие прихожане будут рады помолиться за монастырской службой.

Отвечу на вопрос, есть ли там праведники. Я не могу сказать, что вот этот праведник, которого на Афоне видел, или этот. Но я видел чистые глаза, слышал кроткие и смиренные ответы и наблюдал безукоризненное послушание. Это видно было по устроению жизни многих из них. Значит, Господь милостив.

Надо помнить, что монашество — это особый путь служения… Мы — воины Христовы, и никакое это не преувеличение. Пока воинство Христово верно своему начальнику, Христу, Господь милует всех нас. Но если монашествующие начинают терять доблесть воина Христова, то что же тогда делать мирянам? Еще и еще раз обращаюсь к вам — помните, какие обеты давали при постриге, что обещали и как исполняете.

Но ко всем относится стояние в вере в эти непростые времена, когда действительно «близко, при дверях» (Мк. 13:29), когда Господь может призвать и мир в целом, но неизбежно — каждого по отдельности, в любой момент. Надо понять, что жить «немножко верующим», а в остальном «как все» — нельзя. Тот, кто стал на путь веры, не должен оборачиваться вспять (см. Лк. 9:62). Невозможно отдавать «немножко — Богу, а остальное — иным силам». Богу надо отдать полноту своих сердец. Нет, я не призываю вас всех стать монахами, забыть о своих обыденных делах, о хлебе насущном, о детях, о крове. Но исходить в своей жизни надо из ценностей христианских.

Сейчас обычно задают вопрос: «грядет Новый год, а тут Рождественский пост — кто-то может обидеться». Удивительное дело: мы думаем о том, что кто-то обидится из знакомых, если не просидим с ним ночь перед телевизором, глядя непонятные представления, нередко оскорбляющие христианскую совесть!

Я помню своего отца. Мы жили в деревне, семья была глубоко верующей, мы подрастали. Пожалуй, одна наша семья была так религиозна. И отец нас заставлял всегда молиться. Когда было нам лет по 9-10, друзья дразнили нас «богомолами». Приходили в гости ребятишки, а отец обязательно заставит нас читать «Отче наш» при них. Мы начинали уже лукавить: не хочу обедать и прочее. А отец был очень твердый. Он говорил: «Надо Бога бояться, а не людей. Становись и молись». Мне запомнилось это навсегда.

Почему я об этом говорю? Мы начали с того, что грядет Новый год, и как быть? Я не буду сейчас давать точные рецепты, как встречать или не встречать Новый год. Встретить можно по-разному. Коли Новый год, пойди накануне в храм, попроси у Бога благословение на год грядущий… Пойди, помолись. Новогодний день свободный, не рабочий. И утром не очумевший от пьянки и шумного веселья, а со светлой головой пойди на Литургию. Попробуйте — это подвиг, это сила воли, это решимость, это большая внутренняя борьба.

Друзья, знакомые… Как же так, где же шампанское в полночь? … Я уезжаю [на эту ночь] специально всегда — думаю, и на этот раз уеду — в деревню. 30 лет подряд встречаю Новый год в деревне, где родился. Никого там почти не осталось, два дома всего. Зато тишина, никто тебя не заставляет пить шампанское и «Огонек» смотреть. Почитаешь немножко что-то из святых отцов, на душе спокойно и так хорошо уснуть. Утром — деревенская церковь недалеко, два километра — пойти в храм на Литургию. Замечательное начало Нового года.

И еще все-таки скажу об Афоне… Путешествовали по греческим монастырям — есть монастыри совсем скромные, есть более крепкие монастыри. Но, в целом, у всех одно начало. По уставу монастырей афонских, любого путника, паломника любого монастырь обязан вместе с братией — не по отдельности, а вместе с братией — покормить и дать ночлег. Не роскошные апартаменты, но чистую комнату, где несколько человек. Конечно, вы знаете, что женщин на Афон не пускают — такая традиция афонская, только мужчины.

Повторяю — это иной совсем мир. Здесь море греха бушующее, а там тихая пристань. Я помню, как вышел на балкон в келье, в которой остановился, придя со службы ночью. Висят звезды, как лампады, прямо над головой, плещется внизу море, тишина. Никаких звуков рычащих, кричащих, поющих, визжащих нет. Это все где-то там, за Святой Афонской Горой…

Я решил поделиться с вами кратко мыслями и той благодатью, к которой прикоснулся…

Андреев всех — с праздником, с днем ангела поздравляю. Вы все, у кого есть Андреи дома, не забудьте прийти и поздравить их, напомнить, что [сегодня празднуется] память святого апостола Андрея Первозванного... С праздником еще раз вас поздравляю. Храни вас Господь!

Вернуться к списку

Последние добавления