Неделя Православия — так называется в Православной Церкви первое воскресенье Великого поста. Это название закрепилось за ним потому, что в этот день с древних времен установлено празднование торжества Православной Церкви.
Праздник торжества Православия был установлен в Греции в IX веке в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческим лжеучением. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. По причинам возникшего лжеучения Церковь Божия подвергалась гонению большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Борцов за правду заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжеством Православия. В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Сейчас это чинопоследование представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только Православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и других; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него были исключены как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Впоследствии чинопоследование было существенно сокращено в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. До 1869 года чин оставался без переработки, когда в указанном году из него были убраны имена государственных преступников.
Центральным актом последования было прочтение Символа веры, произнесение анафематствований и провозглашение «вечной памяти» всем защитникам Православия. В течение многих десятилетий после революции 1917 года чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.
Стоит отметить, что предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.