В чем смысл жизни человека? Зачем дана жизнь? Об этом задумывается каждый. Кто-то так и не находит ответа, а многие решают, что его и нет. Выдвигают свои гипотезы философия и наука.
Трудно тем, кто не видит за творениями их великого Творца. Весь мир им кажется крайне сложным для понимания, а многогранность жизни пугает. Православная вера дает четкое представление о самой жизни и ее смысле. Для христиан этот вопрос не является загадкой и чем- то неразрешимым. Но простые истины, ясные для христиан, могут не удовлетворить других людей. И всё оттого, что христианский кроткий устрой неприемлем для духа века сего, суть которого похоть плоти (жажда наслаждений: интеллектуальных, эстетических, чувственных), похоть очей (материального богатства) и гордость житейская (искание славы, власти) (1Ин.2:16).
Для мира тяга к наслаждениям, приобретению богатства, возношению и власти является основой жизненного уклада, тогда как для христиан — это пагубные страсти, влекущие за собой разочарование, телесную и духовную смерть. Но ведь наслаждения в любую минуту могут оказаться иллюзией. Друзья, на которых надеешься, предают. Деньги, на которые возлагалось упование, оказываются бесполезны и не могут спасти ни в день бедствия, ни тем более в смертный час. А за обольщение ложной надеждой вскоре придит расплата — скорбь. Надеясь на себя, люди забыли, что без веры в Господа мы только рабы своих страстей, заложники эмоций и собственных чувств. Управляемые ими, мы обречены на вечные поиски, душевные терзания.
Но неужели такой участи нам желает Господь? Неужели таким должен быть наш путь? Нет, не для того человеку дана жизнь, чтобы мы ее бессмысленно прожигали, мы созданы для более высокой цели. Когда мы покупаем какой-либо товар, будь то телефон, компьютер, то получаем и инструкцию к нему, чтобы извлечь максимум пользы от покупки. Так и люди, для своего же блага должны выполнять ясные и четкие «инструкции» Господа.
Евангелие и есть наш учебник жизни, наша инструкция — это педагогика от Самого Господа. И Слово Божие открывает нам, что наша жизнь наполняется настоящим смыслом, а не иллюзорным, только если мы идем по дороге, которая приближает нас к Богу и соединяет с Ним. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Мы узнаем, что именно в Господе заключается наш смысл бытия, что только через Него и с Ним мы обретаем смысл существования. «Я есмь хлеб жизни», — говорит Господь (Ин. 6:35). Евангелие открывает нам, что вхождение в Царство Божие начинается еще здесь, на земле. А осмысленная, глубоко нравственная жизнь наступает только тогда, когда приобщаешься к вере в Того, Кто есть истина (Ин. 14:6) и становишься частью Его Тела — Церкви.
И это тоже задача нашей жизни — стать живой частью Дома Божия, раскрыть себя в служении Господу и братьям. По физиологическим законам управление человеческим телом осуществляется в голове, главой же Церкви является Христос. И подобно тому, как голова управляет различными членами тела, так и мы, христиане, находимся в соединении с Господом. Взгляните, каждая наша часть не действует самостоятельно — механизм нашего тела работает предельно слаженно. Так и Тело Христово достигнет единства и гармонии, когда каждый христианин — член Церкви — не действует независимо, а «водимый Церковью» исполняет свое назначение.
Становясь христианами не только на словах, но и в делах, мы всё больше приходим к пониманию своей роли на земле. Осознаем, что смысл жизни постоянен и не зависит от обстоятельств, не меняется с течением времени, и цель остается всегда одна — любовь к Господу и верное служение Ему. И Евангелие учит нас этой любви. Открывает нам, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8:16) и что значение нашей жизни заключено в пребывании в любви к Богу и ближним. Сам жизненный путь Господа и Его Крестная Смерть являются для нас примером безграничной любви. Вы, наверно, скажете: да, звучит красиво... смысл жизни в любви. Но как это исполнить, как полюбить ближнего и врага своего? Вот что говорил преподобный Серафим Саровский о смысле жизни:
«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании ДУХА СВЯТОГО БОЖИЕГО. Пост же и бдение, молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего».
Стяжание Духа Святого должно стать задачей нашей жизни, а со стяжанием приложатся и все добродетели. И тогда сердце станет сосудом любви. Настоящую любовь нужно вымолить, выстрадать. Стяжание Духа Святого — это всё, что есть в этой жизни ценного у человека. Любовь — это главный и окончательный дар Святого Духа. Любовь — совершенство и совокупность всех добродетелей.
Когда человек приходит к вере и начинает жить по заповедям, то вопрос о земном назначении разрешается сам собой, и не надо больше ломать голову над тем, для чего мы живем, остается только заботиться о том, как умножить служение Господу и как добиться наилучших результатов на этом пути.
Источник: газета «Православный Болгар»