Публикации

Приход в ИК-5: заключенные стремятся к эталону православной жизни

  Количество просмотров

Недавний архипастырский визит митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в свияжскую исправительную колонию строгого режима № 5 стал для многих своеобразным окном в мир. Мир, о котором во всеуслышание у нас говорить как-то не принято.

Литургия со слезами на глазах

Все знают, что в местах лишения свободы жизнь не заканчивается. Знают, что некоторые люди, попав в места заключения, становятся более дисциплинированными, исправляются, начинают работать и приносить обществу пользу. Но далеко не все плоды труда заключенных доступны для понимания и оценки общества. Ведь за внешним деланием всегда скрывается делание внутреннее. То самое, о котором известно только Господу Богу.

– Каждый прихожанин тюремного храма проходит серьезное духовное испытание. Праздных людей вы здесь не встретите. На молитву в этот храм приходят только те, кто ищет Бога душой и сердцем; кто пытается убрать изнутри все греховное и потерянное, все то, что мешает жить в Боге. Люди здесь раскрываются настолько глубоко и проникновенно, что каждая новая исповедь обращается в слезы. Слез этих никто, кроме Господа и священника, призванного засвидетельствовать покаяние, не видит. Но они есть. И покаяние есть, и это меня больше всего радует, – рассказал духовник ИК-5 протоиерей Евгений Мушкеев.

По словам протоиерея, в городских приходах редко удается встретить такую искренность и вдохновение, которыми пропитаны молитвенные делания в тюремном храме.

– Условия здесь, конечно, особенные: энергии очень много, ребята-то все молодые. Средний возраст – около тридцати лет. Представляете, сколько мы потеряли мужей и отцов, сколько детей могло бы появиться на свет. Но с Божией помощью все это еще может сбыться, ведь их осмысленная жизнь во Христе дает нам право надеяться на лучшее. Тем более, что эти надежды подкреплены реальным опытом: все некогда активные прихожане этого храма, вышедшие на свободу, живут сейчас жизнью, отличной от той, которая была у них прежде. Все живут в венчанных браках и детей воспитывают в традициях благочестия, – отметил протоиерей.

Отец Евгений подчеркнул, что перемены к лучшему случились не сами по себе:

– Это и милость Божия, и результат огромной духовной работы, начало которой было положено в храме. Жизнь на этом приходе подобна жизни в монашеском скиту. Это и круглосуточные молитвенные делания, и соблюдение многодневных постов. Это постоянные упражнения в долготерпении и братолюбии, послушания, которые для многих сродни подвигам. Вся эта аскетика для заключенных радостна и приятна. Они хорошо помнят, сколько мерзкого и противного было в их жизни до обращения к Богу, так что теперь изо всех сил стараются приблизиться к самому эталону православной жизни. Их внутреннее стремление раскрывается в такой полноте, что иначе как чудом, это и назвать-то нельзя. Люди меняются прямо на глазах, и изменения эти очень стремительны и прекрасны. Приходишь и радуешься, потому что не видишь здесь грубости и подлости, не слышишь жаргона и нецензурной брани. Тебя встречают светлые, радостные лица; ясные глаза, не замутненные никотином и алкоголем. Все это им становится просто не нужно, ведь тот, кто однажды вкусил благо чистоты, уже не желает возвращаться к грязи. Он желает лишь одного: душой и телом черпать и впитывать ту огромную радость, которую уготовил для нас Господь.

Для того, чтобы осужденные могли потрудиться во Славу Божию не только молитвенно, но и физически, в колонии оборудована мастерская. Именно там раскрывают свои творческие способности и таланты иконописцы и резчики по дереву.

– Традиции резной иконы сейчас восстанавливаются, и наши ребята активно в этом участвуют. Образа, которые они создают, мы потом отправляем на конкурсы. Их работы, как правило, мест ниже второго не занимают, а чаще – первые места по России. Хотя дело, опять же, не в оценках и признаниях, а в том, что через творчество хорошо раскрывается внутренний мир человека, через творчество во Славу Божию он побеждает уныние и отчаяние. Безделье ведет к греховной жизни, а труд, напротив, развивает добродетели. Работая над созданием образа, мастер вольно или невольно сам впитывает в себя черты этого образа. Он начинает раскрывать в себе образ Божий, начинает верить в возможность жить праведной жизнью. Без этой искренней веры, без веры в то, что Господь может полностью очистить наш внутренний мир, выйти отсюда неизмененным невозможно. Для Бога, как мы знаем, ничего невозможного нет. Господь дарует свою благодать через молитву, через Таинства Церкви.

Говоря о Таинствах, протоиерей отметил, что немало заключенных принимают Святое Крещение прямо в колонии:

– Примерно половина из принявших крещение – выходцы из мусульманских семей. Их конфессия дала им определенный уровень духовности, но получить опыт общения с Живым Богом они смогли только внутри христианской общины, внутри живой Церкви, главой которой является сам Христос. Он – Свет, Истина и Жизнь. Без Его великой милости и великой любви все наши старания, все жертвы и подвиги были бы бессмысленны.

Вернуться к списку

Последние добавления