Православная Церковь благословляет на воинское служение, воздает должное воинскому подвигу, почитает Отечество несомненной ценностью и в служении ему видит одну из форм служения Богу. Особую славу Казанская икона Божией Матери приобрела среди православного народа именно как Покровительница воинов.
Святыня Казанская стала знамением русского ополчения в Смутное время. Вспомним историю. В 1606 году с престола был свергнут последний представитель фамилии Рюриковичей — Василий Иванович Шуйский. Прекратился царский род, наступило время междуцарствия, смуты, грабежей и лжи.
В низовьях Волги, в Астрахани, объявился самозванец, выдававший себя за убиенного в Угличе царевича Димитрия. На свою сторону он привлек много казаков и большие толпы доверчивого народа. Пока шла борьба за престол и сменялись цари, многие земли — смоленские, северские, новгородские, псковские — уже оказались под властью чужеземцев. Древняя Москва вероломно была захвачена поляками, покорившими и много других русских городов. Шведы угрожали нашему отечеству с севера, захватив Новгород. Иноверцы мечтали о полном завоевании святой Руси. Но нашлись люди, смело противостоявшие врагам и изменникам. Одним из них стал Патриарх Русской Православной Церкви Гермоген, который под угрозой смерти обличал захватчиков, призывал русский народ объединиться для спасения Отечества и веры. Летописец первоявленной Казанской иконы из плена призывал русский народ к сопротивлению, праведному противостоянию. По воле Божией почитаемая им икона Казанская «благословила» на битву русское войско.
В 1611 году Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий стали рассылать по русским городам грамоты, призывающие русских людей объединиться, забыть распри и совместными усилиями освободить Москву от поляков, спасти страну от разорения и порабощения. Эти грамоты дошли до Нижнего Новгорода, Казани — на Волге стало собираться ополчение.
В октябре 1612 года на народном сходе выступил нижегородский посадский человек Кузьма Захарович Минин-Сухорук: «Православные люди! Коли нам похотеть подать помощь Московскому государству — не пожалеем животов наших, да и не токмо животов, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим; будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную веру... Дело великое мы совершим, если нас Бог благословит, слава будет нам от всей земли русской, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это дело подвигнемся, — многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно отобьемся от иноземцев».
Кузьма Минин — человек волевой, верующий, преданный Отчизне, был избран народом старшим по организации нижегородского ополчения, «железной рукой» провел сбор средств и собрал войско. Предводителем ополчения нижегородцы предложили стать честному князю Дмитрию Пожарскому, представителю старинного рода князей Стародубских.
Пожарский и Минин разослали грамоты по русским городам, призывая присоединяться к нижегородцам. Под знамена ополчения стали собираться отряды со всех концов Русского государства. До середины августа 1612 года ополчение находилось в Ярославле. Из Казани отряд прибыл под знаменем Богородицы, с чудотворным списком иконы.
Интересно, что еще в мае 1611 года казанский отряд отбил у поляков Новодевичий монастырь, но тогда среди ополчения начались разногласия. Казанская дружина, направляясь в обратный путь, в Ярославле встретилась с войском Минина и Пожарского к нему и примкнула. Так народное войско объединилось под знаменем Казанской святыни.
В Московском Кремле, в заточении у поляков томился в те дни прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремией архиепископ Арсений Елассонский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь, но не прекращал молиться. В один из дней его темничная келья исполнилась необычайного света, и Арсений в сиянии его узрел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что Господь дарует избавление русскому народу. При этом св. Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов. Для уверования в истинность своих слов преподобный даровал Арсению исцеление от его тяжкого недуга.
Русские услышали радостную весть об избавлении, сердца воинов исполнились неустрашимой отвагой и мужеством. 22 октября решительный приступ Кремля завершился победой. Поляки бежали из Москвы.
В первый же воскресный день русское воинство и все граждане столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Церковную процессию в воротах Кремля встретил архиепископ Арсений, который вышел вместе с сохраненной им в плену чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Впереди русских дружин несли образ Богородицы — Казанской иконы. Так встретились две русские святыни, символизируя народное единство.
После освобождения столицы от врага князь Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу в походах и битвах, в своей приходской церкви Введения на Лубянке, а в 1636 году ее перенесли в Казанский собор на Красной площади.
День победы 22 октября с тех пор стал праздноваться как день народного единства, спасения страны молитвами Усердной Заступницы Христова войска — Казанской иконы Божией Матери. Праздники сопровождались многотысячными крестными ходами с Казанским благословенным образом по всей стране.
Православные ходили с иконами на Лобное место Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостата. Михаил Феодорович Романов учредил «маршрут» крестного хода из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа. 15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя св. Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Пожарского.
Казанская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей дома Романовых, под ее святым знамением династия взошла на престол. После победы народного фронта и освобождения Москвы ополчение созвало Земский Собор для выбора нового царя. В Соборе участвовали иерархи Православной Церкви и выборные, люди различных сословий: «дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей» от всех городов, «поскольку человек пригоже...». Собор был очень представительным, и решение о выборе царя должно было приниматься единогласно. 21 февраля 1613 года на царствие всенародно был избран представитель дома Романовых — Михаил.