В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающихся архиерейских хиротоний. В 1515 году после покорения Смоленска туда был рукоположен епископ Иосиф (1515-1532) «Пресвященным Митрополитом Варлаамом всея Руси и всем освященным Събором Рускиа Митрополиа»1. Затем, когда произошло следующее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно «поставлен» архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии - после «Ростовской архиепископии»2. Несколько ранее, после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ – святитель Гурий (+ 1563; пам. 5 дек.). Позднее он был причислен Русской Церковью к лику святых и поэтому в длинном ряду иерархов, которых посвятил Митрополит Макарий, Глава Русской Церкви середины XVI века, он занимает совершенно особое место3.
Казанский митрополит Ермоген (1589-1606), бывший затем Всероссийским Патриархом (+ 1612; пам. февр.) в Смутное для Росси время, писал в житии архиепископа Гурия: «…родился и воспитан был в городе Радонеже… в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин»4. Таким образом, земля родины Святителя ранее была освящена стопами преподобного Сергия Радонежского (+ 1393; пам. 25 сент.). Время его рождения – «около 1500 года»5. В монастырском летописце говорится о происхождении Казанского иерарха: «…в миру был послужилец Пеньковых князей»6. Судя по костылю, принадлежавшего архиепископу Гурию и хранившемуся в XIX веке в Благовещенском соборе в Казани, Святитель «был высокого роста»7.
Будучи на службе у князя, Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери, и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждющему целомудренную от клеветы»8. По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом «тезоименитого» ему святителя Григория Акрагантийского (VI-VII; пам 23 нояб)9.
Находясь в темнице, «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим»10. Во время сидения в темнице он не искал себе облегчения, во всём положившись на волю Божию, дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно освободившись «Божиим произволением» после двухлетнего заточения, он пришёл в монастырь, основанный преподобным Иосифом. Став послушником, он затем принял монашеский постриг и был назван в честь Гурия, став «чудным иноком»11. Его пришествие в монастырь, возможно, произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который, в таком случае мог совершить его монашеский постриг. Затем, когда Волоцкий игумен был поставлен святителем Макарием во епископы Крутицкие, то инок Гурий стал настоятелем обители (1544-1551).
Сохранившийся актовый материал донёс до нас некоторые сведения о хозяйственной жизни Волоколамской обители при игумене Гурии. Родственник одной вкладчицы «дал отпись игумену Гурью з братьею», подтверждая, что ему «до того селца и до деревень дела нет»12, в другом случае «отчина» была выкуплена13. В 1543 году великий князь дал жалованную грамоту на различные владения Волоколамской обители. В грамоте говорится: «А ведает и судит тех своих крестьян игумен Гурей з братьею сами во всем и в татьбе с поличным или кому прикажут»14. Два года спустя он ограничил своих приказчиков в монастырских вотчинах15. При игумене Гурии в обитель давались вклады16. В соответствующем документе о вкладе могло быть оговорено: «А за то игумену Гурью з братьею написати в Сенаник… и поминати по манастырскому обычаю»17. В монастыре в это время были келарь старей Филофей и казначей Илия, которые приобрели владения для монастыря18. Вскоре келарем стал старец Иоасаф, который также осуществлял приобретения для монастыря19, а казначеем – старец Иосиф (Головнин)20, затем – старец Исаак («Заецов»)21. При игумене Гурии в Волоколамском монастыре скончался находившийся на покое Митрополит Даниил (1522-1539; + 1547).
Очевидно, игумен Гурий участвовал в работе Стоглавого Собора в 1551 году как настоятель знаменитой обители. 17 мая 1551 годы были подтверждены жалованные грамоты монастырям и среди них целый ряд документов, представленных настоятелем Волоцкой обители, которые были даны ранее ещё при игумене Данииле (1515-1522)22, Нифонте (1522-1543)23.
В монастырском летописце говорится об игумене Гурии: «…и игумен был в Иосифове монастыре 9 лет без дву месяц; да оставив игуменьство, жил в Иосифове ж два году неполны; да потом в Селижарове у Троицы год на игуме[н]стве был»24 (1551-1555). В связи с оставлением игуменства архиепископ Филарет Черниговский говорит: «…темничная жизнь расстроила здоровье его на всю жизнь»25. Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии26, что произошло «с благословения Митрополита Макария»27.
В это время на Руси произошло важное событие: в 1552 году, во время третьего похода было покорена Казань. Каменная «летопись» Московской Руси того времени свидетельствует о славной победе. В память казанского взятия в Москве была воздвигнута обетная церковь у Флоровских ворот Кремля – собор Покрова на рву, известный ныне как храм Василия Блаженного. Во время штурма Казани походная церковь, в которой молился царь, стояла на Зилантьевой горе. Там были затем погребены павшие русские воины и был устроен монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых28. «В честь взятия Казани в Коломенском кремле основывается Брусенский монастырь и строится каменная шатровая соборная церковь Успения»29. В Муроме на месте царской стоянки, был воздвигнут шатровый храм святых бессребренников Космы и Дамиана30. Будучи в 1545 году в Ростове, Иоанн Грозный взял оттуда святыню – посох преподобного Авраамия Ростовского (+1077; пам.29 окт.), которым был некогда сокрушен идол Велес. Позднее над гробницей святого был построен собор в благодарность «за отнятую от гроба трость на победу и одоление Казанского царства»31.
Радость великой победы нашла свое отражение не только в церковной архитектуре. В макарьевской иконописной мастерской была написана икона, в которой дано осмысление исторического события - покорения Казани32. Имена погибших под Казанью русских воинов были занесены в поминальный Синодик33. В русском богослужебном пении появилось «казанское знамя», т.е. новый распев. Славное событие было описано и в памятниках древнерусской литературы – в «Казанской истории»34 и других исторических произведениях35.
В 1553 году в Москве были крещены казанские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Махмет. «Таким образом, создавались благоприятные условия для активной христианизации Казанского края: в глазах местного населения прежние «законные» властители ханства уже не могли служить знаменем борьбы за веру»36. Следующим шагом, спустя три года после присоединения Казани, явилось учреждение новой епархии в Русской Церкви с кафедрой в покорённом граде37. Для этого в Москве был созван Собор «о многоразличных чинех церковных и о многих делах ко утверждению вере христианской»38. Это были напряженные дни в жизни Митрополита Макария. Одновременно было принято решение об открытии епархии в Казани, которой решением Собора было установлено второе место после древнейшей Новгородской кафедры. Первым Казанским архиепископом был избран Селижаровский игумен Гурий.
Никоновская летопись подробно говорит о суждениях по поводу Казанской кафедры. «И царь и великий князь и Митрополит Макарей со всеми архиепископи и епископи и со всем священным Собором Русскым по священным правилом изобрали в Казаньское царьство на утверждение вере и приговорили бытии архиепископу, а на Свияге быть архимариту и игуменом, а в Казани у архиепископа архимарит же и игумены; архиепископу быти под его областию город Казань со окрестными улусы, город Свиага з Горною стороною, Василь-город, Вятцкая земля вся. И уложил благочестивый царь и великий князь Иван архиепископу и всем церквам обещанное Богу изо всех доходов Казаньскому земли десятое, а сперва Митрополит и все владыки и монастыри пособьствуют Казаньскому архиепископу денгами и хлебом»39. Таким образом, в новоучреждённой Казанской епархии происходит возрождение церковной десятины, появившейся на Руси после её Крещения место при князе Владимире (+ 1015; пам. 15 июля).
Источники о хиротонии первого Казанского святителя различны. Кроме летописей и жития Святителя об этом говорится в протокольных записях дипломатических переговоров. 1 февраля 1555 года святитель Макарий принимал прибывшего литовского посланника Юрия Тышкевича. Посланник первоначально сообщил о себе, что «он закона греческого» и выразил скорбь о межгосударственных нестроениях. «И Митрополит, выслушав у него речи, велел ему сести, да молвил ему: пане Юрьи! ныне тебя ести не зовем, зашли нас дела духовные, хотим Бог даст в неделю поставити в паству Казанской земли архиепископа; и ты Бог даст в неделю на поставленье буди и у Пречистые Богородицы обедни слушай, а у нас хлеба ешь. И отпустил его на подворье»40, где он остановился.
В самый день хиротонии святителя Гурия, 3 февраля «в неделю»41, Митрополит Макарий опять принял литовского посланника, пригласив его на Литургию в Успенский собор и на последующий прием: «Сего дни у Пречистые Богородици обедни слушай, а у нас хлеба ежъ. И того дни литовской послание Юрьи у Пречистые обедни слушал и на ставленье архиепископле был; а стоял на левой стороне у столпа против митрополича места. А на поставленье архиепископле был царь и великий князь с братьею и бояре все в наряде. А после обедни литовский посланник у Митрополита ел»42.
Промыслительным образом первым архипастырем града Казани был поставлен святой муж. О значимости архиерейской хиротонии святителя Казанского Гурия свидетельствует подробная летописная запись, рассказывающая о том, с каким торжеством совершалась хиротония в Успенском соборе Кремля. Это была, несомненно, самая торжественная хиротония, совершенная святителем Макарием. «И всех, – подчеркивает летописец, – было с Митрополитом в Пречистой и со архиепископом Казаньскым архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидиаконов и протодиаконов и диаконов 76, опричь подьяков»43. Настольная грамота, данная святителем Макарием архиепископу Гурию, хранилась затем в царском архиве44.
Запись о хиротонии Казанского владыки имеется в Волколамском монастырском летописце, которая изобилует бытовыми подробностями, невстречающимися в официальной летописи: «В лето 7063 фев[раля] 3 в нед[елю] мытаря и фарисея поставили первого архиепископа в Казань Гуриа… из Селижарова в архиепископы в Казань. Да с ним первые же два архимандрита: в Свияжской город – Герма[н], преж был в архимандритех на городке на Старице пол 3 году; да оставя архимандритство да во Иосифове жил боле году без архи[ма]ндритства; потом в Свияжской город, а постриженик Иосифова монастыря... Другаго архимандрита – в Казань, прьвой же в Казани – Варьсунофием зовут, а Песьныша игумен... А и суды ему государь давал оприченние и запас, а иное из монастыря имал, сколько чево надобе: слуг близско десятька; муки ржаные 60 чети, пшеничные 10 чети; и толокно, и крупы, и мясо людем; меду 10 пудов, патоки; денег 10 рублев; два мерина; 4 коровы; 2 козы и з детьми. [А]рхиепископу князь вели[кий] дал 10 коров да быка, архимандритом – по 5 коров да по быку, потому что тамо коровы дороги были, корову купили по 6, по 7 рублев и удой молока купили в ыную пору по 20 алтын, по рублю купили удой молока парново – тем от болезни лечилися, циньга имала да отток приходил да оттого мерли. А отпустил государь архиепископа с Москвы в нед[елю] 7 по Пас[хе] маа 26»45. Святителю Гурию был определён обиход, «в подмогу»46.
Некоторое время после своей хиротонии Святитель находился в Москве. До своего отправления в Казань он, несомненно, участвовал в хиротонии Смоленского епископа Симеона (1555 - 1567), поставленного из Кирилловских игуменов вскоре после его посвящения - 17 марта47. Одновременно, очевидно, шёл целенаправленный подбор письменных памятников для Казани, где необходимо было закладывать традиции славянской, христианской письменности. Кроме того, для вновь устроенной епархии в древнерусских храмах и монастырях собирались иконы и книги. На одном Богослужебном Евангелии из монастыря преподобного Иосифа Волоцкого, которое вложил туда Новгородский архиепископ Феодосий, имеется запись: «А то Евангелие по цареву велению игумен Галахтион з братиею отдали в Казань в соборную церковь на престол к Благовещению, да Евангелие тетр же, да Апостол тетр»48. Историк Е.Е.Голубинский пишет: «Учреждение епархии Казанской послужило для царя и для Митрополита ближайшим поводом к тому, чтобы они озаботились введением в Москве книгопечатания»49. А.И.Рогов отмечает, что «именно в Свияжске под Казанью и оказались первые печатные московские книги»50.
Напутствуемый Митрополитом Макарием, провожаемый народом и царем, Казанский архиепископ Гурий отправился 26 мая в путь, на сей раз для духовного покорения Казани. До набережной Москвы реки его провожал епископ Крутицкий Нифонт, «а до Симонова провожали архимариты и игумены и протопопы и от царя великого государя боляре»51. Шествие первого Казанского Святителя к месту своего служения вполне можно назвать непрерывным крестным ходом, непрекращающимся водосвятным молебном, продолжением торжества, бывшего в 1552 году при встрече царя в Москве после победы52. Остановки, делавшиеся при этом, весьма многозначительны и напоминали о вековой борьбе русского народа с иноземным игом.
Начало шествию положено молебном в Кремлевском Успенском соборе с освящением воды «над святыми честными чудотворными мощами». В «Памяти», данной святителю Гурию от царя и Митрополита, говорится: «... у Фроловского мосту, основание святым Божиим церквам каменым заветным, Казанским и на том основании архиепископу октенья велети говорити, и крестом осеняти, и священными водами кропити». По выходе из «Нового города» предписывалось совершать то же самое и читать при этом молитву «творение Митрополита Илариона Руского за царя и за все Православие»53.
Следующая остановка была в Симоновом монастыре. «И под Симоновым монастырем вытти на берег, и архимариту Симоновскому (Алексию. – а.М.) велети звонити во все колокола и с честными кресты и кандилы, и с священники и со всею братьею, встретили святые образы и архиепископа; и благословению и кажению бывшу, и вкупе в монастырь идуще, молебная совершая, и в церкве, по молебне, Божественную Литоргию служат»54. И далее Святитель должен был отправиться водным путем, причем, «и по погостам, и по большим селом, где прилучитится при брезе, посылает священными водами кропити святыя храмы, и места, и народ».
В городе Коломне Казанского архиепископа встречал Коломенский владыка Феодосий со всем народом, был также совершен молебен с колокольным звоном и при этом читалось «творение Илариона Митрополита». После прочтения молитвы предписывалось «осеняти крестом, и кропити священными водами». Причем, в наказе подчеркивается, что «сицевым образом» нужно поступать во всех селениях на пути «по благословению Преосвященного Митрополита и советом и повелением священных епископов»55.
Таким образом, первая остановка была у храма-памятника, построенного в честь покорения Казани. Вторая – Симонов монастырь, где были погребены троицкие иноки Пересвет и Ослябя, погибшие в битве с татарами на Куликовом поле56. В Коломне же, как в 1380 году, так и в 1552 году, происходил сбор русского войска, шедшего на борьбу с татарами57. Остановка святителя Гурия в Рязани напоминает о начале завоевания Русской Земли в ХIII веке Батыем, начавшемся с Рязанского княжества. Последняя остановка, указанная в наказе, была сделана в Свияжске, форпосте завоевания Казани. Это место было освящено явлением преподобного Сергия еще до основания города58. Шествие первого Казанского святителя знаменует собою завершение длительной борьбы русского народа с татарским владычеством, получившее, таким образом, церковно-молитвенное выражение. Историк С.М. Соловьев в связи с шествием первого Казанского архиепископа к месту его архипастырских трудов пишет: «Это отправление было необычное, первое в русской истории: архиепископ ехал в завоеванное, неверное царство распространять там христианство... вез с собою духовенство, нужные для церкви вещи, иконы и проч.; этот духовный поход Гурия в Казань соответствовал отправлению греческого духовенства из Византии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Владимире»59.
«А приехал архиепископ в Казань июля 28 в нед[елю]»60. В Казани Святителю, согласно данного наказа, предписывалось «соборовати в церкви в недельный день, и поучения простирати народу после молебнов по всем нпадом, во граде ж в Казани поучати народы по вся воскресения»61. Архиепископу Гурию поручался надзор за деятельностью царской администрации, в наказе также закладывались принципы миссионерства: «А новокрещеных всегда поучати страху Божию, и к себе приучати, и кормити, поити, и жаловати, и беречи во всем, да и протчии видя невернии таковое благочестие и брежение и жалование новопросвещенным, поревнуют христьянскому праведному закону и просветятся святым Крещением, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святаго Духа»62. Тема миссионерства присутствует и в другом наказе Святителю: «А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных роздавати крестити по монастырем»63. Об успехах миссионерского служения архиепископа Гурия в его житии писал святитель Ермоген: «…и многи неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать по писанному»64. Успешность миссионерских усилий архиепископа Гурия отмечают и исследователи65.
Ближайшими сотрудниками святителя Гурия Казанского были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи. «Эти три имени, благодаря общей деятельности по устроению Казанской епархии, вместе вошли в историю Русской Церкви»66.
Известны также имена некоторых других лиц, сопровождавших святителя Гурия в Казань: «А из Осифова монастыря старец Герасим Ленков послал князь Велики на время с архиепископом»67. О казанских связях Волоколамской обители свидетельствует такой интересный факт. В 1550 году в казанском походе участвовал Новоспасский игумен Нифонт, который был предшественником святителя Гурия на игуменстве в Волоколамском монастыре. Позднее игумен Нифонт описал походы 1550, 1552 годов. С его именем, возможно связано написание жития казанского мученика Иоанна (+1529; пам. 29 янв.)68.
Со своей стороны архиепископ Гурий также сохранял связи с обителью своего пострижения. В Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря указаны «Псалмы прислал архиепископ Гурей Казанской в полдесть, писаны тростию»69. Еще ранее он дал книгу творений Исаака Сирина «в полдесть, а дал его бывшей игумен Гурей»70, «Соборник в полдесть бывшаго игумена Гуриа, в начале Василей Новой написан»71, «заставица на красках, застешки заметные»72. Во вкладной монастырской книге было сделана запись: «Поминати архиепископа Гурия Казаньского в повседневном списке и в Сенанице, доколе и монастырь Пречистыя стоит ис повседневнаго списка не выгладити, да бытии по нем корму на его преставление на всяк год м(еся)ца декабря в шесты, а дал архиепископ Гурей в дом Пречистыя Богородицы на вечной поминок и на корм полтораста рублев»73.
В наказе, данном святителю Гурию при отправлении в Казань, указано «государево жалование» архиепископу Гурию и архимандритом Герману и Варсонофию74. Вскоре после прибытия владыки Гурия, 13 августа 1555 года, по указанию царю «в дом Пречтстой Богородице честнаго и славнаго Ея Благовещенья» были даны угодья, определено место в Казани для проживания дворовых людей75. Материальная поддержка Казанской епархии оказывалась и в последующее время. В январе 1556 года по царскому указу Святителю было выделено озеро «казанских прежних царей и архиепископу Гурию велети в том озере рыба ловити на себя»76. Два года спустя государевы дьяки взимали налог в деревнях Кирилло-Белозерского монастыря «Казанскому архиепископу Гурью и архимандритом Свияжскому да Казанскому за запас на нынешней лета 7060 шестой год… для нынешние хлебные дорогови»77. Таким образом, учреждение Казанской епархии и последующая забота о ней, можно сказать, носила государственный характер.
После покорения Казани в городе ведутся большие работы. «Территория кремля вскоре была увеличена (на 240 м по периметру) расширением его к югу. Новую часть кремля возвели из камня вызванные в 1556 г. из Пскова 200 каменщиков под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя»78. В Казанском летописце говорится как Иоанн Грозный, покорив Казань, позаботился о храмостроительстве в ней: «Потом же благочестивый царь повеле поставити во граде Казани соборную церковь каменную, Благовещенье Пречистыя Богородицы»79. Это начинание продолжил затем святитель Гурий, воздвигнув вместо деревянного каменный Благовещенский собор, в котором был устроен придел во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба80. Предполагается, что строителем собора был знаменитый мастер Постник Яковлев81. Собор был освящён 15 августа 1562 года, на праздник Успения Богоматери82. Исследователь XIX века отмечает: «В Благовещенском казанском соборе хранилась прежде любопытная переписка св. Гурия с св. Германом архимандритом Свияжским, строившим в то же время Свияжский Богородицкий монастырь, касательно дешевейшей платы рабочим людям, но переписка эта теперь утеряна»83.
При святителе Гурии строились храмы, для которых затем освящались антиминсы. В надписи на одном таком антиминсе читаем: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя преподобнаго Сергия чудотворца, месяца сентября 25-го дня на память его, при благоверном царе Иване Васильевиче, и при архиепископе Казанском Гурии, первым игуменом Мартирием тоя ж честныя обители»84. В 1560 году был освящен антиминс для Успенского собора Свияжского монастыря85. Построенный псковскими мастерами Успенский собор – замечательный памятник русской церковной архитектуры XVI века, сохранивший до наших дней интересные фрески. Заботясь о насаждении монашества, архиепископ Гурий дал грамоту архимандриту Свияжского монастыря Герману, согласно которой в монастыре разрешалось служить духовенству, имеющему ставленые и отпускные грамоты86, а также предоставил ему судебные податные льготы87. Усилиями Святителя в Казани продолжалось начатое Иоанном Грозным устроение Зилантова монастыря88.
Ценил и почитал Казанского владыку царь Иоанн Грозный. В 1557 году он писал в ответном послании Святителю: «О Боже! как бы щастлива Руская земля была, коли бы владыки старцы были, яко преосвященный Макарий и ты»89. Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, но в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века, очевидно, относящаяся к Казанскому иерарху: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачетьца сирота твоя Гуреи…»90. Поддерживались и отношения Главы Церкви с архиепископом Гурием. Первосвятитель направлял в Казань различных людей-умельцев, которых просил владыка91, а среди них, вполне возможно, могли быть иконописцы, расписывавшие в 1560 году Успенский собор в Свияжском Успенском монастыре92.
Недолго продолжалось архипастырское служение Казанского владыки. Святитель Ермоген писал об архиепископе Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы… всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо»93. Последние годы для Святителя были болезненными. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять»94.
1563 год для современников был памятен кончиной Митрополита Макария и двух иерархов, которые своим отшествием в иной мир предварили Первосвятителя95. 26 февраля в Иосифо-Волоколамском монастыре почил находившийся там на покое Новгородский архиепископ Феодосий96. Архиепископ же Гурий второго «декабря позвал… архимандрита Варсонофия, к которому имел любовь велию, и повелел возложить на себя великий образ святой схимы»97. Скончался он 4 декабря 1563 года после больших миссионерских и подвижнических трудов. В летописи читаем: «Тоя же зимы, декабря в 4 день, на память святыя великомученицы Варвары и преподобнаго отца нашего Ивана Дамаскина, преставися Гурей, архиепископ Казанский и Свияжьский, и положен бысть в Казани в монастыри Преображениа Господа нашего Иисуса Христа; сей же бяше Гурий первый архиепископ в Казани»98. Поэтому, когда состоялось избрание и поставление нового Митрополита, преемника святителю Макарию, то, как отмечает летопись, «Казаньского архиепископа Гурия в то время в животе не стало»99. Позднее епископ Рязанский Леонид в послании царю Феодору Иоанновичу, называя пострижеников Иосифо-Волоколамской обители, пишет: «...да в новом просвещенном царстве в Казани был архиепископ первой Гурей...»100. Преемником и продолжателем трудов архиепископа Гурия на Казанской кафедре явился Свияжский архимандрит Герман (Полев), поставленный Митрополит Афанасий (1654-1566)101.
Боярином святителя Гурия был Иоанн Застолбский. Он «соорудил гробницу и большую каменную часовню над могилой преподобного». Его сын служил у архиепископа Гурия «при трапезе… подавая хлеб». Он принял монашество в Спасо-Преображенском монастыре с именем Нектарий и вскоре скончался и был погребён в часовне рядом со Святителем. Рядом с ним позднее был погребён и его отец, приняв монашеский образ с именем Иона102.
Мощи святителя Гурия были обретены вкупе с мощами святителя Варснофия Тверского (+1576; пам. 11 апр.) 4 октября 1595 года при Казанском митрополите Ермогене (+ 1613; пам. 17 февр.)103. Е.Е.Голубинский пишет, что «вслед за сим обоим было установлено было празднование»104. В летописи XVII века говорится: «…ныне же на верх земли з Гурием, Казанским архиепископом; Мощи их видимы суть всеми приходящими православными християны к честным гробом их»105. Частица мощей Святителя хранилась вместе с частицей мощей благоверного князя Георгия Всеволодовича (+1238; пам. 4 марта) в кремлёвском Благовещенском соборе в мощевике, изготовленном не ранее 1630 года. Сверху имеется чеканное изображение иерарха. «Святитель Гурий Казанский изображен в святительском облачении – фелони, епитрахили, омофоре, на голове его невысокая митра, правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие»106.
Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Богоматери, написал также жития святителей Германа и Варсонофия107 и службу им108. 20 июня 1630 годы по благословению Казанского митрополита Матфея (1615 - 1646) святые мощи были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор и этому событию было установлено празднование109. Фелонь, в которой были обретены святые мощи Святителя, находилась в последующее время в кафедральном Благовещенском соборе и в неё облачались Казанские владыки «в день памяти св. Гурия»110.
Память святителя Гурия празднуется 4 октября, когда отмечается обретение его святых мощей, затем день блаженной кончины Святителя празднуется 5 декабря, а так же 20 июня, в день перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657-1672) был написан канон, «как это видно из заглавных букв тропарей сего канона»111. При митрополите Казанском Тихоне (1699-1724) была составлена митрополитом Димитрием Ростовским декабрьская служба святителю Гурию112. Она же творится ныне и 20 июня в день обретения его мощей113. Митрополит Димитрий составил так же «житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Чети… а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений»114.
Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется ввиду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом богоразумия просветил еси»115. Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «… языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение»116.
Об акафисте архиепископу Гурию исследователь акафистного творчества, А.Попов, пишет: «Акафисты святителям Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, были составлены архимандритом Климентом, проживавшим в Спасском монастыре г. Казани»117. В Акафисте святитель Гурий прославляется как проповедник-миссионер, как «первосвятитель, учитель и покровитель града Казани»118; говорится о его шествии: «темже святолепно шествовал еси из Царствующаго града Москвы в новопросвещенный град Казань, освящая шествием и благословеннием твоим грады и веси на пути, и непрестанно воспевая Богу: Аллилулиа»119. В 1866 году последовал указ Синода, благословляющий его чтение в храмах. В 1866 году был составлен второй акафист святителю Гурию А.А. Карачевым, который остался ненапечатанным120.
В последнее время в различных публикациях получила освещение литературно-богословская деятельность Соловецкого книжника инока Сергия (Шелонина)121. Его труды приходятся на первую половину, середину XVII века. Для его творчества характерно соборное прославление русских святых. В каноне всем святым в четвёртом тропаре восьмой песни канона на утрени читаем: «Гурию слава, Казаньскому мироточцу, с двема чюдотворцеми отцема, с Варсонофием и Арсением, с ними же и богомудрый в божественых Стефан с Ионою, божественным светилником, да поются во веки»122.
Ранние изображения святителя Гурия датируются XVII веком123. Отметим росписи Благовещенского собора в Казани124, выполненные в 1870 году. В трапезной части собора на «стенах и сводах представлено... хиротония святителя Гурия в Москве, проводы его в Казань»125. Таким образом, в верхнем регистре на северной стене изображен первый Казанский святитель - архиепископ Гурий во время своей архиерейской хиротонии, совершившейся 3 февраля 1555 года. Он в центре полукруга ее участников в коленопреклоненной позе, в саккосе и омофоре. Слева - святитель Макарий возлагает книгу на его главу, он в кресчатом саккосе. Справа – еще два других иерарха, сослужащих Митрополиту. Второй интересующий нас сюжет соборной росписи – проводы архиепископа Гурия в Казань в мае 1555 года. Справа в желтом далматике и короне написан царь Иоанн Грозный. Левее перед ним святитель Гурий в архиерейской фиолетовой мантии и черном клобуке, руки его сложены на груди. Ещё левее – святитель Макарий в белом клобуке с другими иерархами. Он с жезлом в руке, жезл – с сулком126.
Архиепископ Гурий был посвящён святым Первоиерархом, как и житие и служба ему были составлены канонизованными святителями. Его архиерейское служение предстаёт пред нами в окружении святых мужей. Миссионерско-просветительские труды святителя Гурия увековечены на памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде, где он изображен в разделе «Просветители», рядом с Митрополитом Макарием127. Миссионерское служение, характерное для подвига святителя Стефана Пермского (+1396; пам. 26 апреля), продолжал в XVI веке Казанский святитель Гурий. Митрополит Ростовский Димитрий завершает похвальное слово святителю Гурию обращением: «Виждь град, в нем же много потрудился еси, виждь народ, его же просветил еси, и будь всем помощник, заступник, покровитель, защититель, промысленник же и управитель жизни нашея»128.
Послание царя Иоанна Грозного архиепископу Гурию:
“Преблагаго, Единосущнаго в Троице славимаго Бога, освященному и боголюбивому архиепископу царства Казанского Гурию, челобитие от нас и от всех наших ниский поклон. Господь Бог да сохранит пути твоя, и продолжит ти лета, и спасет тя от всякаго зла душевнаго же и телеснаго.
Писал еси ты ко мне, [что] в данной тебе от Бога и от нас пастве во граде Казани сострояешь монастырь, еже аз начах и другий хощеши строити. Се дело добро содеваеши, помози тебе Бог за тое. А чтоб старци не нуждны были руками работати, земли орати, семена снедаемыя сеяти а в житницы гниющия собирати, а орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, а собирают души в жилища вечное учением си, да наследят Царство Небесное и благая вечная, а на тое просите, а быхом дали есма отчины в Арской и Нагайской четвертях, елико пригож.
Благо есть ся речь ваша, же старцом дети обучати и поганые в веру обращати; то то есть долг всех вас. Туне есть чернцев ангелом подобными именовати, несть бо им сравнения, ни подобия никоего же, а подобитися апостолом, их же Господь наш Иисус Христос посла учити и крестити люди неведующие, и се есть долг ваю учити. Учити же младенцы не толе читати и писати, но читаемое право разумети, и да могут и инные научити и бусурманы обращати.
О Боже! Коль бы щастлива Руская земля была, коли бы сии владыки таци были, яко Преосвященный Макарий, и ты, и Дионисий, и толико о сем пеклися, а не о себе толе, а не о богатстве, покое, веселии и лакомстве, не говорю и иное. Не ведят бо, ни ведати хощут, како об них Сам Христос и Апостоли рекли, како святые отцы учили и сами жили и како Соборы уставили; мнозии бо более Церковь, ея же пасти и беречи взялися, раззоряют, великия казны, церкви и монастыри на свои роды и на свои роскоши истребляют, а нищих не питают, странных не призирают. Не вопросит Господь на судище Своем, как долго молистеся, как много поститеся, како чиновне в храме и церкви воспевасте, аще и вся сия добра; а спросит, колико бедным милости явисте и коли научисте, яко святый Матфей пишет.
Послал есма грамоту к наместнику князю Дмитрию Палецкому, который недавно к вам в Казань поехал, и велел есмя дати ему отчины, поговоря с тобою, из Арских и Нагайских и Нагорных волостей пустых, да гожих; сколько пригож, оныя возмите, а коли увидите, что мало, ино пиши ко мне, а я на дело доброе не пожалею и не откажу; а казны велел есмя дати 300 рублев; а жить старцом на год по повытным… сполна. Толе помни ты то, что еси ми почасту рекл, когда ты был игуменом, еже не добро монастыри богатити на потребу и велики отчины давати; они бо сим более пустуют, пьянствуют и ленятся, а праздность на всяко зло влечет; а коли убоги, то боле трудятся, како бы достати хлеб и одежду, а другое в голову ему не пойдет.
Сего ради доброе устрояй и крепце наблюдай, да мзду приимешь от Бога на судищи. О сем писа к тебе и Макарий Митрополит, и люди к вам шлет, которых еси [ты] просил. А царица Анастасия от себя уговорила… иконописцов и денег своих сто Рублев им отдала. А боле что надобе, и ты пиши ко мне, и я пошлю. Лета 7065, апреля 5 дня.
Подписано: Царь Иоанн, благословение прошу. Оное письмо писано киноварию129.”
Из акафиста святителю Гурию, составленного в XIX веке А.А.Карачевым и опубликованные А.Поповым:
Кондак 1: Избранному Богом во просветителя страны, омраченныя нечестием Маомефа, новому мироточцу и чудотворцу, святителю Гурию, равноапостольну и сопрестольну, составим хвалебное пение, да молитвами его избывше огненнаго прещения, пожирающаго наше достояние, в немятежнем дусе возможем приити на покаяние: молитвеннику же своему благодарными сердцем и устами воспевати: Радуйся святителю Гурие, отче предивный, граду Казани похвало и утверждение.
Кондак 5: Богомудрая свеща показался еси святе Гурие под спудом послушания: сего ради не возмогл еси укрытися смирением от зрящих твоя подвиги, богоносне, о тебе Бога славящих и непрестанно воспевающих: Аллилуиа».
Кондак 8: Странное чудо является, како старец претружденный апостольскаго труда емлется, како смиренный победителем зверонравных быти тщится, како отеческия страны лишается и во уста злохульныя богопротивников млеко Евангельскаго учения влагати стремится: Бог, идеже хощет, побеждается естества чин и волки в овцы прелагает. Тому возопиим: Аллилуиа.
Икос 9: Ветия велемудрая недоумеют, что воспети первее: послушание ли твое безпрекословное, на смерть изводящее, или любовь ко ближнему, душу за други предлагающую; мы же воспеваем обоя, яко крила, зловерныя ко Христу возносящая, и тебе приглашаем: радуйся послушание даже до смерти сохранивый: радуйся его ради смерти не устрашивыйся. Радуйся яко смиренный сердцем приклони к тебе злосердных: радуйся, яко видя погибающих во тме злочестия душу твою, якоже Павел, за спасение других предложил еси. Радуйся, яко по словеси Господню крайния любве достигл еси: радуйся, яко сия любовь согре сердца оледеневшыя злочестием. Радуйся, яко видя твое смирение и они на кротость прелагахуся; радуйся, яко на пажити вражией дарова тебе Господь стяжати Ему ревнители добрым делом. Радуйся, яко Промысл Божий покры тя от сопротивных: радуйся, яко ярость их ничтоже успе на тя. Радуйся Святителю Гурие, отче предивный, граду Казани похвало и утверждение.
Икос 10: Стена еси нерушима твоея помощи ищущим святителю Гурие, темже и нас защити от огненнаго прещения, праведно, за грехи наша Господем от нас многочастне ниспосылаемаго, да твоими молитвами избывше лютых, обшедших ны, возможем благодарным сердцем воспети ти: радуйся молитвенниче наш теплый…
Кондак 11: Ты бо, яко добрый отец, милуя наказуеши нас и наказуя милуеши, аще бо и попущаеши жещи домы наша и достояние, но се есть недомысленое твое еже о нас промышление… посещаеши многочастне сим прещением, да научиши ны ни любити мира, ни яже в мире, но собирати себе сокровище на небеси и обучиши бдению неведущих в кую стражу тать приидет домы наша огню предати, стяжания же разграбити.
Икос 11: Радуйся проповедниче немолчный, сим огненным прещением во уши сердца каждаго вопия: аще тако жалостно есть вам жжение вашего стяжания, ничтоже обще души вашей имущаго, то како стерпите огнь геенский, жещи имущий ваша телеса, окалянныя духовными сквернами. – Радуйся пестуне наш благоразсудительный неразумныя нас вразумляющий, яко всуе мятется всяк человек: сокровиществует и не весть кому соберет. Радуйся свет наш спасительный, омраченных мшелоимством просвещающий: ничтоже внесохом в мир сей, яве ниже изнести что можем: понесет же кийждо свое бремя еже с телом содела или блага, или зла.130
1. ПСРЛ. СПб., 1859. Т.8. С.259.
2. ПСРЛ. СПб., 1906. Т.13. Ч.2. С. 366. См. о нём: Макарий архимандрит. Русская иерархия XVI века// Альфа и Омега. М., 2003. №3(37). С. 102 – 108.
3. См. о нём: Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 91 – 97; Тверской Патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань, 1907. С. 109 – 116;Жития русских святых. Т.2: Сентябрь – Февраль. Тутаев, 2000. С.530 – 535; Макарий митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн.4. Ч.1. С.188 – 192: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т.2. Ч.2. С. 800 – 801; Мануил митрополит (Лемешевский). Русские православные иерархи: 992 – 1892. Т.1: Аарон – Иоаким II. М., 2002. С.355 – 357; Жития святых земли Российской. Летопись истории Отечества Х –ХХ вв. СПб.; Приозерск, 2004. С.370 - 372.
4. Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 60; Святитель Ермоген, Патриарх Московский/Составитель Е.А.Смирнова. М., 2005. С. 369.
5. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ея до настоящего времени (1555 – 1885 гг.). Казань, 1885. С.3; Богословский Г., свящ. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. Казань, 1892. С. 49.
6. Зимин А.А. Краткие летописцы XV – XVI вв.//Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С. 20. Род Пенковых восходил к ярославским князьям, к середине XVI он пресекся (Зимин А.А. Формирование боярской аристократии во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С.92 – 93). И.Д.Пенков вступил в брак со свояченицей князя Василия III (Там же. С.98). С.В.Рождественский не отметил Радонежских владений Пенковых (См.: Рождественский С.В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. СПб., 1897. С.165 – 167).
7. Елисеев Г. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Казань, 1847. С.29.
8. Патриарх Ермоген… С.61.
9. Патриарх Ермоген… С.62. Из русских святых аналогичным подвигом прославился святитель Василий Рязанский (+1295; пам. 3 июля).
10. Патриарх Ермоген… С.62.
11. Патриарх Ермоген… С.63.
12. Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1956. Ч.2. С. 161. №170.
13. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.184. №182.
14. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.163. №171. Сотную грамоту с более полным перечнем владений Иосифова монастыря см.: Там же. С. 178 – 181. №179.
15. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.186 - 187. №184. См. также: С. 227 – 228. №226; С. 232 – 235. № 231; С. 235 – 236. №232.
16. Титов А.А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI века и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 35, 39, 68; Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.166 - 167. №173; С.187. №185; С.188. № 186; С. 223 – 224. №221; С. 224 – 225. №22; С. 225. № 223; С.226. № 224
17. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.193. №192. См. также: Там же. С.201. №200; С. 202. №201; С.203. №202; С.215. №209; С. 219. №215; С.223. № 220.
18. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.182. №181. Приобретались владения для монастыря также и другими старцами (Там же. С.220. № 216; С. 221 – 22. № 218
19. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.196 - 197. №196; С.217 – 218. № 213.
20. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.205. №205.
21. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С.217№212.
22. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С. 76 – 78. №79.
23. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2. С.83 – 84. №87; С.96 – 97. №102; С.98 – 99. №103; С. 122 – 124. №130; С.124 – 126. №131; С. 147 – 148. №153.
24. Зимин А.А. Краткие летописцы XV – XVI вв.//Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С. 20.
25. Филарет архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Изд.2. СПб., 1892. Месяц Декабрь. С.92. См. также: Житие св. святителя Гурия, первого архиепископа и чудотворца Казанского. Казань, 1890. С.24; Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии... С. 3 – 4.
26. В книжных описях Волоколамского монастыря и в записях на книгах называется также старец Феогност Руготин (Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 27, 36), «Феогнаст Руготин, бывшей игумена Селижарова монастыря» (Там же. С. 52, 57, 87, 89), вклады которого датируются серединой XVI века (Там же. С. 111, 167, 261). Возможно, он был в родственных отношениях со святителем Гурием. В описях также называется «бывший игумен Маркелл Селижаровский» (Там же. С.62), также не указанный в труде П.Строева (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 462).
27. Житие св. святителя Гурия, первого архиепископа и чудотворца Казанского. Казань, 1890. С.24.
28. Гавриил, архим. (Воскресенский). Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани на Илантовой горе. Казань, 1831. С.2; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С.238-239.
29. Ефремцев Г.; Кузнецов Д. Коломна. М., 1977. С.37. См. также: Вагнер Г.К., Чугунов С.В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980. (Дороги к прекрасному). С.23-25; Амвросий, aрхимандрит (Орнатский). История Российской иерархии: В 6-ти ч. М., 1811. Ч. 3. С.458.
30. Масленицын С.И. Муром. М.,1971. С.9 – 11; Беспалов Н. Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.12 – 13; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 106 – 110.
31. Баниге B.C.; Милорадович А.Н. Памятник Казанской победы в Ростове // Краткие сообщения Института археологии. Т. 139: Славяно-русская археология. М., 1974. С.118. См. также: Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987. С.130-131; Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С.11 –17.
32. Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв.: Опыт ист. - худож. классификации. Т. 2: XVI – начало XVIII века. М., 1963. С.128 - 134; Смирнова Э.С. Московская икона ХIV-XVII веков. Л., 1988. С.41,302-303. Табл.176-179; Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40-х - 70-х годов XVI в. М., 1972. С.22 - 39; Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство Небесного Царя») // ТОДРЛ. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. С. 185 - 209.
33. Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Историко-генеалогическое исследование. М., 1986. С.169.
34. Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. / Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: 1985. С.500-525.
35. Волкова Т.Ф. «Казанская история» - троицкие литературные памятники о взятии Казани (К вопросу об историко-литературных особенностях «Казанской истории»)// ТОДРЛ. Л.,1988. Т.37. С.104.
36. Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика Русского государства в Казанском крае в 50-х годах XVI в. (по актовому материалу)//Из истории Татарии. Казань, 1970. Сб. 4. С.165.
37. В том же году в Москву был принесен для «поновления» чудотворный образ святителя Николая Великорецкого из Хлынова, который везли, очевидно, через Казань (ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи XVI - XVIII вв. М., 1982. С.103).
38. ПСРЛ. СПб., 1904. Т.13. Ч.1. С.249. Первоначально в сборе налогов в Казани и в экономическом освоении новоприсоединённого края активное участие принимал Троице-Сергиев монастырь, который тем самым заботился о насаждении русской государственности в новопросвещённом крае и граде (Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика… С.166).
39. ПСРЛ. Т.13. Ч.1. С.249 – 250; ПСРЛ. М., 1965. Т.29. С.234 – 235.
40. Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1887. Т.59. С. 462.
41. Однако, в Житии святителя Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном, будущим Патриархом, датой хиротонии архиепископа Гурия названо 7 февраля (Платон архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С.15. См. также: Филарет архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2.СПб., 1892. Месяц Декабрь. С.93). Тем не менее, протокольная точность посольских документов позволяет отдать предпочтение им.
42. Сб. РИО. Т.59. С. 462. Фрагмент древнерусского жития Святителя Гурия, где говорится о его хиротонии см.: Иконография Митрополита Макария (Памятники Казанской епархии)//Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып.10. С. 38 – 40.
43. ПСРЛ. Т.13.Ч.1. С.250. Миниатюру Лицевого летописного свода, на которой изображен Собор, избравший первого Казанского архиепископа святителя Гурия, см.: Немировский E.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С.56. В связи с тем, что на хиротонии Казанского архиепископа присутствовал Едигер-Махмет, С.М.Каштанов пишет: «Недаром избрание архиепископа как бы санкционировалось бывшим казанским ханом Едигер-Мехметом (в крещении Симеон), который наряду с Иваном IV и его братьями присутствовал на церемонии поставления» (Кашатанов С.М. Земельно-иммунитетная политика… С171).
44. Государственный архив России XVI столетия/Подготовка текста и комментарии А.А.Зимина. М., 1978. Ч.1. С.76. То же. Ч.2. С.389.
45. Зимин А.А. Краткие летописцы XV – XVI вв.//Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С. 20.
46. Государственный архив России XVI столетия. Ч.3. С.498 – 499. По аналогии с обиходом святителю Гурию позднее был определён обиход и для архиепископа Полоцкого Трифона (Ступишина) в 1563 году после покорения Полоцка.
47. ПСРЛ. Т.13. Ч.1. С.253.
48. Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил. С.19. Вместе с книгами Святитель вез и иконы. Одну из них, икону Владимирской Богоматери, архиепископ Гурий благословил чебоксарским жителям, указал место для строения соборного храма Введения Пресвятой Богородицы (Карлинов И., прот. Введенский кафедральный собор в Чебоксарах: (К 325-летию со дня освящения)//ЖМП. 1977. № 12. С.15,21. Прим. 21).
49. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т.2. Ч.1. С.801. См. также: Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 91.
50. Рогов А.И. Возникновение и развитие книгопечатания//Очерки русской культуры XVI века. Изд. МГУ, 1977. Ч.2. С. 264.
51. ПСРЛ. Т. 13. Ч.1. С.259.
52. Шмидт С.О. памятные даты начала Московского царства//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 171 – 172.
53. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией. (Далее: ААЭ). Т. 1: (1294 - 1598). СПб., 1836. С.258. Митрополит Иларион, возведенный на митрополичий Престол в Киеве в 1051 году, мог знать современников Крещения Руси Великим князем Владимиром и византийским духовенством во главе с Митрополитом Михаилом. Во всяком случае, он был свидетелем перерождения Руси языческой в христианскую, когда «нача вера хрестьянская плодитися и расширяти и церноризьци почаша множитися, и манастыреве починаху быти» (ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб. М., 1846. С.65). Примерно это же переживал Казанский край во второй половине XVI века благодаря трудам святителя Гурия и его сподвижников. В молитве Митрополита Илариона испрашиваются у Владыки царя и Господа милости и избавление от напастей и бед (Памятники духовной литературы времен Великого князя Ярослава I // Прибавления к изданию творений святых Отцев в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С.249 - 252, 281 - 285; Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в.//Slavia. 1963. Roи. 30. Seљ. 2. С.170 - 174).
54. ААЭ. Т.1. С.258. См. также: Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып.1. С.73.
55. ААЭ. Т.1. С.258 - 259.
56. Их имена значатся в лике святых града Москвы (Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1862. Прил. С.IV).
57. ПСРЛ. Т.13. Ч.1. С.187.
58. Служба и Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М.: Печ. двор, 27.XI. 1647. Л.124 - 126 об.; ПСРЛ. Т.19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000. Стб. 310 – 311.
59. Соловьев C.М. Сочинения: В 18-ти кн. Кн. 4: История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 7 - 8. С. 66. См. также: Покровский И. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. I: (XVI - XVII вв.). Казань, 1897. С.128. Будучи в Чебоксарах, святитель Гурий «благословил город сей и вся люди живущие в нем иконою Владимирския Божия Матери» (Елисеев Г. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Казань, 1947. С.69. Прим. 26).
60. Зимин А.А. Краткие летописцы XV – XVI вв.//Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С. 20.
61. ААЭ. Т.1. С. 259.
62. ААЭ. Т.1. С.259.
63. ААЭ. Т.1. С. 259. О деятельности святителя Гурия и значении Иоанна Грозного в покорении Казани и обживании Казанского края см. также: Золотарев Н.Г.Царь Иоанн IV Васильевич, завоеватель Казани. Обзор грамоты его к святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому и Свияжскому//Прибавления к Казанским губернским ведомостям. Казань, 1844. № 11. Стб. 162 -167; №12. Стб. 179 – 184; №13. Стб.193 – 196.
64. Платон архимандрит (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии… Казань, 1868. С. 35 – 51.
65. Гермоген епископ. Очерки из истории Казанской епархии. История распространения христианства среди татар Казанского края//ЖМП. 1946. №7. С.48 – 50.
66. Варсонофий иеромонах. Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец// ЖМП. 1981. №7. С. 65.
67. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 14. В 1522 году после избрания в Митрополиты игумена Даниила настоятелем обители два месяца был старец Герасим (Ленков).
68. Дмитриева Р.П. Нифонт Кормилицын//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2: (вторая половина XIV – XVI в.). Ч.2: Л – Я. Л., 1989. С. 141 – 144.
69. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С.30; Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение. С.13.
70. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь... С.31.
71. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь… С.35.
72. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь… С.81. Имя святителя Гурия было внесено в Синодик Волоколамского монастыря (Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь… С. 124).
73. Титов А.А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI века… С. 63.
74. ААЭ. Т. 1. С.261.
75. Акты исторические. СПб., 1841. Т.1. С. 298 – 299. Документ государева наместника П.И.Шуйского архиепископу Гурию на владения рыбной ловлей см.: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Изданы Археографическою Комиссиею под ред. чл. Комиссии Н.Калачова. СПб., 1857. Т.1. Стб. 53 – 54.
76. Покровский И. Казанский архиерейский дом. Казань, 1906. Приложение. С.1. См. также: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857. Т.1. Стб. 53 – 54. №20.
77. Русская историческая библиотека. Т.32: Архив П.М.Строева. Пг., 1915. Т.1. Стб. 428.
78. Градостроительство Московского государства XVI – XVII веков/Под общей редакцией Н.Ф.Гуляницкого. М., 1994. С.224.
79. ПСРЛ. Т.19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000. Стб. 483. Подробнее об этом см.: Баталов А.Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI века//Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. М., 1993. С.106 – 108.
80. Житие св. святителя Гурия, первого архиепископа и чудотворца Казанского. Казань, 1890. С.44.
81. Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор в г.Казани. Казань, 1909. С. 5; Калинин Н.Ф. Постник Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля//Советская археология. М., 1957. №3. С. 264; Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М.; Л., 1948. Т.2. С. 1106.
82. Там же. С.6.
83. Елисеев Г. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских… С.69.
84. Никольский К., прот. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872. С. 148; Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор... С. 36. Имя названного игумена Мартирия в труде П.Строева не указано. Подобным образом изучение актового материала позволило С.М.Каштанову выявить имя игумена казанского Троице-Сергиева монастыря Иллариона неизвестного П.Строеву (Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (Документы)//Из истории Татарии. Казань, 1973. Сб.5. С.11).
85. Каргер М.К. Успенский собор Свияжского монастыря как архитектурный памятник. Казань, 1928. С. 2.
86. ААЭ. Т.1. С.269.
87. ААЭ. Т.1. С.270.
88. Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн.4. Ч.1. С. 216.
89. Амвросий, архимандрит (Орнатский). История Российской иерархии. М., 1815. Ч. 6. С. 529; Продолжение древней российской вивлиофики. СПб., 1789. Ч.5. С.242; Татищев В.Н. История Российская в 7 томах / Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1968. Т. 7. С.369, 386.
90. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь… С. 186.
91. Амвросий архимандрит. История российской иерархии. М., 1815. Ч.6. С. 531; Продолжение древней российской вивлиофики. М. 1788. Ч.3. С.244; Гавриил, архим. (Воскресенский). Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани… С.50; Татищев В.Н. История российская. Л., 1968. Т.7. С.369,387.
92. Кочетков И.А. Росписи Успенского собора Свияжска: Реставрация и исследование//Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI – XVII вв. М., 1980. С.373.
93. Патриарх Ермоген… С.66.
94. Патриарх Ермоген… С.67.
95. Годом ранее скончался митрополичий ключник, старец Севастиан. 28 апреля 1563 года скончался митрополичий казначей архимандрит Кассиан, который был погребен в можайском Лужецком монастыре (Дионисий архимандрит. Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1832 год. М., 1892. С. 17, 19). В конце мая 1563 года скончался митрополичий дьяк В. Воробьев, служивший у святителя Макария более 30 лет (Макарий архимандрит. Заметки о Митрополите Макарии//Альфа и Омега. М., № 1999. №19. С. 198).
96. Кунцевич Г. З. Феодосий архиепископ Новгородский (1491 – 1563). СПб., 1898. С. 5; Макарий архимандрит. Новгородский архиепископ Феодосий (1542 – 1551; +1563)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2000. № 3(25). С. 197.
97. Патриарх Ермоген… С.67.
98. ПСРЛ. Т.13. Ч.3. С.372; ПСРЛ. Т.29. С. 325.
99. ПСРЛ. СПб., 1906. Т.13. Ч.2. С. 381; АИ. Т.1. С.333.
100. АИ. Т.1. С.411.
101. Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский (К 400-летию со дня преставления)//ЖМП. 1967. №12. С.53 – 57.
102. Патриарх Ермоген… С.68. Оба подвижника, отец с сыном, прославляются в службе на праздник обретения святых мощей святителя Гурия и Васронофия (См.: 3 стихира на Господи воззвах//Минея Октябрь. М., 1997. С.102).
103. В декабре 1613 года «в часовне Спасо-Преображенского монастыря, на месте покоя свв. Гурия и Варсонофия» был погребён Казанский митрополит Ефрем, венчавший Первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича (Казанский митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. Казань, 1908. С. 4; Пещерка Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. Изд.2. Казань, 1902. С.15). Аналогичным образом в 1505 году в Чудовом монастыре в могиле основателя обители, святителя Алексия, был погребён Новгородский архиепископ Геннадий (+1505; пам. 4 дек.).
104. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С.119.
105. ПСРЛ. Т.31: Летописцы последней четверти XVII в. М., 1968. С.141.
106. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С.325.
107. В.О.Ключевский говорит о «скудости известий» в них (Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 305).
108. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С.180 – 182.
109. Богословский Г., свящ. Краткий исторический очерк Казанской епархии… С. 63.
110. Там же. С. 52.
111. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного творчества// Православный собеседник. Казань, 1902. Ч.2. С. 159. В описи Ферапонтова монастыря 1665 года указана «Книга писмяная в полдесть, а в ней служба Пречистые Богородицы Казанские и чюдотворцам Гурию и Варсонофия оболочена черною кожею застежки медные» (Каган М.Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря//Книжные центры Древней Руси: XI – XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С.117).
112. Минея Декабрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. Ч.1. С.170. Святитель Димитрий составил также Поучение в честную память иже во святых отца нашего Гуриа, архиепископа Казанского (Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. Ч. третия, содержащая в себе поучения на разные праздничные дни. М., 1805. С. 208 – 231 (Слав. яз.).
113. Минея Июнь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986. Ч.2. С. 161 – 181.
114. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период… С.159.
115. Минея Декабрь. Ч.1. С.180. Это тропарь почти дословно повторяется в службе на обретение мощей святителя Гурия (Минея Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980. С.109).
116. Минея Декабрь. Ч. 1. С.174.
117. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного песнотворчества// Православный собеседник. Казань, 1902. Ч.2. С.156.
118. Акафисты русским святым. С.608.
119. Акафисты русским святым. [Т.]: А – Г. СПб., 1995. С.612.
120. Попов А. Православные акафисты… С.160.
121. Дмитриев Л.А.; Сапожникова О.С.; Чумичева О.В. Сергий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч.3: П – С. СПб., 1998. С. 343 – 351; Сапожникова О.С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В.А.Мошина (1894 – 1987). СПб., 1998. С. 340 – 355; Путь к граду Китежу. Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Подготовка текстов и исследование А.В.Сиренова. СПб., 2003. С. 88 - 155.
122. Сергий инок (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2002. №2(32). С. 176; Панченко О.В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II: «Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина// ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 56. С. 479.
123. См., например: Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн.4. Ч.1. С. 188.
124. Изображение собора см.: Баталов А. Московское каменное зодчество конца ХVI века. М., 1996. Рис. 94.
125. Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор в г.Казани. Казань, 1909. С.16.
126. Росписи выполнены в живописном манере XIX века и были осуществлены при Казанском архиепископе Антонии (Амфитеатрове; 1866 - + 1879) известным в то время иконописцем Н.Л. Софоновым из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Г. Вздорнов говорит о храмовых росписях, сделанных Н.М. Сафоновым, начиная с 80-х годов XIX в. во Владимирском Успенском соборе и т.д. (Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С. 147 - 168). Несовпадение второй буквы в фамилии иконописца еще ни о чем не говорит, но несовпадение инициала отчества позволяет думать об их родственном отношении. Как отмечается, «Высокопреосвященный Антоний вместе с художником составил проект распределения священных изображений настенной живописи, заботясь, чтобы все было на своем месте по возможности; им самим были избраны лица святых угодников Божиих для изображения на стенах храма, и указано каждому место» (Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор... С. 14).
127. Смирнов В. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. Новгород, 1993. С.76-77.
128. Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. Ч.3. С. 231.
129. Татищев В.Н. История Российская. Л., 1968. Т.7. С. 369.
130. Попов А. Православные акафисты… С.162-164.