Публикации

Великий Пост: усиленное чтение Библии, или кто такие гаваонитяне

  Количество просмотров

В этом году впервые в жизни я распечатал себе Великий покаянный канон святого Андрея Критского, и в храме внимательно следил за чтением священника. Колени в этом году болели меньше, шея не затекала, любоваться стекающим со свечки воском как-то не хотелось, подсчитывать паству, пришедшую на службу, тоже желания не было. Я старался молиться — и мне было гораздо легче это делать, чем раньше, когда большую половину слов священника я просто не мог расслышать из-за многолюдности, а-то, что доносилось до моих ушей, оказывалось неудобопонятным.

Теперь за молитвенными воздыханиями я следил, успевал прочитывать и подстрочный перевод каждого предложения... Было радостно — я понимал, наконец-таки, службу!

Ложка дёгтя в бочке мёда

Но в бочке мёда оказалась и ложка дёгтя. Несмотря на блестящий русский перевод канона, я вдруг обнаружил, что опять не всё понимаю. Неожиданно оказалось, что у нас с Андреем Критским совсем мало общих знакомых! Святой подвижник, рыдая о грехах, приводил в пример множество незнакомых мне людей и их жизненных историй. Подразумевалось, что я знаю все эти случаи — знаю Ламеха, убившего двух человек, знаю неких воинственных гаваонитян, знаю Ианния и Иамврия, «по уму погрязших»... Но нет — я читал о них, кажется, впервые в жизни и чувствовал себя опоздавшим на фильм человеком, пытающемся домыслить начало сюжета по случайным обрывкам фраз.

Зато как приятно было встретить  в каноне знакомые имена! Колесничник Илия, святой царь Давид, апостол Пётр и Мария Египетская — их-то истории я знал, и примеры, которые приводил Андрей Критский, мог искренне переживать сердцем.

Продолжая сегодня изучать книгу протопресвитера Александра Шмемана о Великом Посте, мы узнаем о том, что во время сорокадневного странствия «духовной весны» Святая Церковь призывает нас вместе с ней усиленно читать Ветхий Завет — этот учебник по мировой истории, сборник драгоценных молитв, источник пророчеств и нравственных правил. И если мы не будем пренебрегать донесённым до нас из глубины веков сокровищем, то все те многочисленные имена, упоминаемые святым Андреем Критским в каноне, будут воскрешать в памяти истории их жизни, описанные в Библии. А если вспомнить, что все эти имена — реальны, что добрый Авель, праотец Авраам и премудрый Соломон — живы, и мы можем в молитве обратиться к ним... Поистине странно поступает тот, кто не хочет познакомиться с праведниками, не хочет прочитать их творения, не хочет испросить их предстательства перед Господом.

Почему же это знакомство особенно важно для нас в Великий Пост? Ответ — у отца Александра Шмемана.

Священное Писание

Церковная молитва всегда библейская, т. е. выражается она языком, образами и символами Святого Писания. Если Библия содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека на это Откровение и потому — выражение и содержание человеческой молитвы, хвалы и поклонения.

Возьмем как пример псалмы; прошло несколько тысяч лет с тех пор, как они были написаны, однако, когда человек хочет выразить свое раскаяние, всем потрясенным существом своим призвать милосердие Божие, он находит единственное совершенное выражение своей молитвы в покаянном псалме 50: «Помилуй мя, Боже!» Во всех возможных положениях человека перед Богом, миром, другими людьми, начиная от захватывающей радости Божьего присутствия до бездонного отчаяния человека в изгнании, в грехе или болезни — совершенное выражение своей молитвы он находит в этой единственной книге, которая поэтому всегда составляла ежедневное «питание» Церкви, средство ее молитвы и самоназидания.

Возврат в Ветхие времена

В Великом Посту на библейском измерении церковного богослужения ставится как бы особое ударение. Можно сказать, что в течение сорока дней Поста человек и Церковь как бы возвращаются духовно в состояние Ветхого Завета, во времена дo Христа, время покаяния и ожидания, время «истории спасения», движущейся к своему исполнению во Христе. Это возвращение необходимо, т. к., несмотря на то, что мы принадлежим ко времени после Христа, знаем Его и «крестились в Него», мы постоянно отпадаем от новой жизни, полученной от Него, и это означает, что мы возвращаемся к «старым» временам.

Церковь, с одной стороны, уже «дома», ибо она есть «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа»; а с другой стороны, она все еще «в пути», в долгом и трудном странствии к исполнению всего сущего в Боге, к возвращению Христа в конце времен.

Великий Пост — время актуализации этого второго призвания Церкви, жизни её, как ожидания и странствия. Поэтому здесь Ветхий Завет приобретает свое полное значение; не только как книга пророчеств, уже осуществившихся, но как книга о человеке и всем сотворенном мире на пути к Царству Небесному.

Что читаем

Чтения Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста совершаются двояко: это, во-первых, удвоенное чтение Псалтыри и, во-вторых, «lectio continua» то есть чтение по порядку и целиком трех Ветхозаветных книг: Бытия, пророка Исайи и притч Соломоновых.

Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге

Псалмы всегда занимали в христианском богослужении центральное и исключительно важное место. Церковь видит в них не только лучшее и самое верное выражение человеческой молитвы, раскаяния, поклонения, хвалы, но и настоящую «устную икону» Христа и Церкви, откровение в Откровении.

Святые Отцы считают, по словам одного толкователя их писаний, что «только Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге», (книге псалмов). Поэтому с самого начала псалмы составляли основу молитвы Церкви, ее «естественный язык». В богослужении псалмы употребляются, во-первых, как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» 103 за вечерней; шестопсалмие, псалмы 3,38, 63, 88, 103, 143; «хвалитные» псалмы 148, 149, 150 во время утрени; по три псалма на каждом часе и т. д. Из Псалтыри выбраны Прокимны, стихи для «аллилуйя» в дни годичных праздников и др. И наконец вся Псалтырь, разделенная на двадцать частей, Кафизм, прочитывается еженедельно за вечерней и утреней; это третье употребление Псалтыри удвоено во время Великого Поста; вся Псалтырь прочитывается не один, а два раза каждую неделю Поста, когда чтение кафизм включается еще в Третий и Шестой Час.

Три основные части Ветхого Завета

Установление «постоянного чтения» Бытия, Исайи и Притч целиком восходит к тем временам, когда Великий Пост был еще главным образом подготовительным периодом к крещению, и богослужения носили особый поучительный характер для наставления оглашенных в вере христианской. Каждая из этих трех книг содержит в себе одну из основных частей Ветхого Завета: история сотворения Богом мира, пророчества и моральные и нравственные поучения.

Тайна Церкви, величайший из пророков и мораль Ветхого Завета

Книга Бытия дает нам как бы основную рамку верований Церкви. Она содержит в себе историю сотворения мира, грехопадения и, наконец, обещание и начало спасения заключением первого Завета Бога с Его избранным народом. Она передает нам основные верования Церкви в Бога как Творца, Судию и Спасителя. Она открывает нам самые корни христианского понимания человека, созданного «по образу и подобию Божию», отпадшего от Бога и остающегося объектом божественной любви, заботы и конечного спасения. Она объясняет смысл истории как истории спасения, ведущей к Христу и завершенной Им. Она возвещает нам тайну Церкви, переданную в образах и событиях жизни избранного народа, Завета, Ковчега и т.д.

Исайя — величайший из всех пророков, и чтение его пророчеств в течение всего Великого Поста должно открыть нам еще раз великую тайну спасения через страдания и жертву Христа.

И в конце концов книга Притч — как бы итог нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости; не принимая их во внимание, не соглашаясь с ними, человек не может понять своего отпадения от Бога и поэтому неспособен даже услыхать благую весть прощения, посылаемого нам любовью и благодатью.

Когда читаем

Поучения из этих трех книг читаются ежедневно в течение Великого Поста от понедельника до пятницы включительно; книги Бытия и Притч за вечерней, пророчества Исайи на Шестом Часе. И хотя Великий Пост давно перестал быть периодом, подготовляющим к крещению, главная цель этих чтений полностью сохраняет свое значение.

Наша христианская вера требует этого ежегодного возвращения к своим библейским корням и основаниям, т. к. не может быть предела нашего возрастания в понимании Божественного Откровения. Нельзя рассматривать Библию как сборник «догматических теорем», которые надо заучить и запомнить раз навсегда; это живой голос Самого Бога, вновь и вновь говорящего с нами, вводящего нас все глубже в неисчерпаемые богатства Его Мудрости и Любви.

Самая большая трагедия современных православных

Самая большая трагедия нашей Церкви почти полное незнание Святого Писания среди членов Церкви и, что еще хуже, действительно полное равнодушие к нему. То, что было бесконечной радостью, интересом, духовным и интеллектуальным ростом для Отцов Церкви, для Святых, теперь для стольких современных православных превратилось в устарелые тексты, не имеющие никакого значения для их жизни. Поэтому будем надеяться, что если вновь воспринимаются дух и значение Великого Поста, то это означает, что и Святое Писание вновь воспринимается как настоящая духовная пища и общение с Богом.

Что делать, если в храм успеваешь только на выходных

Как всегда убедительно отец Александр Шмеман раскрыл нам печальную истину о самих себе — часто мы просто равнодушны к Православию. Но что делать? Конечно, исправляться, тем более, что Великий Пост и зовёт нас к этому.

Однако с восьми утра — работа, вечером — семья, и в храм придти удаётся только на выходных. Можно ли вместе с Церковью читать Псалтирь, Бытие, Исайю и Притчи? Конечно!

Несколько вариантов чтения и изучения Библии

Очень удобно работа над Библией организована в группе протоиерея Андрея Ткачёва в социальной сети. Здесь каждое утро появляется дневной отрывок из Евангелия, Апостола, а сейчас, Великим Постом, и необходимые выдержки из Ветхого Завета. Что самое удобное — так это пояснение, которое в аудиоформате или видеозаписи прилагается к отрывкам. Отец Андрей вообще, очень горячо любит работу со словом, обладает даром рассказчика, и слушать его объяснения, к примеру, псалмов — одно удовольствие.

Ещё один вариант — это установить себе на телефон знаменитое бесплатное приложение «Календарь», в котором, помимо всего прочего, есть указания на ежедневные чтения Священного Писания с прямой ссылкой на них.

Заслуживает внимания сравнительно недавно изданная Библия в современном русском переводе. Кто приобретёт её — не пожалеет. Все сокровища Ветхого и Нового Заветов внимательно расшифрованы и переданы знакомой нам речью. Конечно, красоту Библии на церковнославянском тяжело передать современными словами, но ведь церковнославянский надо сначала выучить, чтобы начать его понимать. А здесь мы получаем прямой доступ к древним текстам, уже переведённым специалистами. «Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» — всегда ли мы понимаем, о чём здесь говорит святой Давид? А ведь читаем 50-тый псалом каждое утро...

Неизвестная, забытая книга

Чтения Библии на Святой Четыредесятнице собраны в одной очень интересной книге — Триоди постной. Вот как о ней пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, — «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности». Об этой «забытой книге» мы и поговорим с отцом Александром Шмеманом уже в это воскресение Торжества Православия.

Вернуться к списку

Последние добавления