За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга. Множество семей уже не мыслит без этого жизни. Но специалисты всё уверенней говорят об опасности компьютерной зависимости. Тревогу бьют психологи, педагоги, врачи, публицисты, священники.
Папы и мамы, зная о вредном влиянии многих компьютерных игр, согласно кивают головой, но тут же добавляют, что никуда от компьютера не денешься, и в школе на уроках информатики им пользуются и самим в общем-то нужен. Больше всего в этих дискуссиях поражает то, с какой легкостью взрослые расписываются в полной беспомощности по отношению к собственным детям, хотя мало ли что еще приходится держать дома? – Лекарства, уксусную эссенцию, спирт для компрессов и т.п. Но тут вопрос охраны детей не дискутируется. Очевидно, что не всеми осознано вредное влияние компьютерных игр на психику, физическое здоровье и духовную сферу не только ребенка, но и взрослого человека.
Не зря волнуются мамы. Нынешние дети с самого рождения напитываются какой-то гремучей смесью. Если учесть, что современная масс-культура несет в себе мощнейший заряд агрессии, то получается, что подпитка происходит и изнутри, и извне. Посмотрим мультфильмы, которые показывают сегодня малышам: и сюжет, и изобразительная манера, и интонация героев, и даже частота кадров – все провоцирует агрессию. Ее буквально закачивают в ребенка. К совершеннолетию современные дети успевают увидеть по телевизору десятки тысяч (!) убийств. Причём красочных, с выдумкой – на любой вкус.
А компьютерные игры? Цель во многих, предназначенных для детей, – убийство, основное действие – убийство. Чего стоят одни только восклицания ребенка (часто дошкольника), сидящего за пультом домашнего компьютера! У матерей, воспитывавшихся не на таких кровожадных забавах, стынет сердце, когда из соседней комнаты доносится тоненький голосок: «Меня убили! Я убит!».
Компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, людоедами и т.п. Ну а дети, под предлогом борьбы со злом, настраиваются, можно сказать, программируются на садизм. Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, не соглашаются оставаться одни в комнате.
Четырехлетний Ванечка панически боялся игры «Mortal Combat 4» (Смертельный поединок 4). Сам он еще играть в нее не умел, но видел, как играли двоюродные братья. Жуткие сцены мордобоя преследовали малыша в ночных кошмарах, он мочился в постель, сильно заикался. Однако всякий раз, когда братья запускали при нем эту игру, Ваня завороженно следил за побоищем. А если его пытались увести в другую комнату, плакал и сопротивлялся.
Навязчивый страх темноты, смерти, одиночества и прочее характерен не только для маленьких детей, но и для подростков, увлекающихся компьютерными играми или же фильмами ужасов по телевидению.
Ко мне обратились родители одного подростка, который, насмотревшись фильмов-ужастиков, вскрикивал во сне, боялся наступления ночи. Родители хотели поехать с ним в город Казань к врачу-психологу. «Какая-Казань? – возразила я, – не следует всякую чертовщину показывать ребенку». Перед отходом ко сну мы с ним помолились, почитали «Богородице Дево, радуйся», попоила его святой водичкой, окропила постель, комнату. После этого он стал спать спокойно, о поездке в областную больницу больше не было речи. Ребенку же объяснила, что не следует смотреть.
– Но детей ведь не оторвать от экрана, – возражают некоторые, – если б им было по-настоящему страшно, они бы не стремились к подобным играм. Учеными установлено, что страшное не только пугает, оно еще и завораживает. Наверное, по себе кое-кто замечали, как трудно бывает оторваться от экрана телевизора. Он притягивает словно магнит. И ведь знаешь, что показывают муру, а встать и выключить сил нет. С компьютером то же самое.
Но и раньше дети играли в войну, но кроме подобных игр у ребят была ещё масса других, в которых никаким истреблением врагов даже не пахло. Теперь же игры типа лапты, городков, штандра, вышибал, горелок, и прочих почти никому из современных мальчиков и девочек неизвестны. Настольные игры тоже в чести не у всех. Многим детям, сызмальства привыкшим к острым, захватывающим ощущениям, которые предоставляет компьютер, настольные игры кажутся чересчур пресными. А уж на ролевые игры и фантазии настоящей не стало. Если и играют, то сцены до боли напоминают эпизоды компьютерных игр. Их фантазия тоже не идет дальше разнообразных видов магии и физического уничтожения противника.
Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга, в результате чего могут возникать судороги и даже эпилептоидные приступы (однажды в Японии случились массовые эпилептические припадки). Детских психиатров волнует ещё и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик.
Недаром такие дети со временем ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру. Чтение книг, тем более творчество требуют усилий. А тут все просто, да еще у человека создается впечатление собственного всемогущества. Ребенок сидит перед экраном и распоряжается жизнью и смертью крошечных человечков. Простым нажатием кнопки он может уничтожить десяток врагов. В действительности он не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни в лапту поиграть. Но ему это уже становится не нужно. Зачем, когда есть гораздо более легкий способ ощутить себя суперменом?
Вот и начинают расти дети слабые, безвольные, не интересующиеся книгами, творчеством, зачастую плохо учатся. На душе у них возникает дискомфорт, неуютность. И как следствие – большая невротизация. Тут-то виртуальная реальность, компьютерная, затягивает, это своего рода наркотик.
Конечно, бывает, что без компьютера в доме не обойтись: он требуется взрослым для работы. Если же нам лично компьютер не особенно нужен, но мы считаем, что современный ребенок не в состоянии прожить без него, не надо афишировать это. «Лучше сделать вид, будто покупаем компьютер себе, – советует известный православный психолог Т.Л. Шишова, – тогда вам легче будет устанавливать правила пользования».
А правила должны быть жесткими. Врачи говорят, что 6-7-летние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут. Ученики 2-3 класса – 15 минут. В 4-6 классе норму можно повысить до 20 минут, в 8-9-ом – до 25 минут, и только в 10-11 – до получаса. Не следует компьютер ставить, по убеждению психологов, в детской, чтобы не было предрасположения к бесконтрольному пользованию. Следует ребенку дать понять, что в игры эти чаще всего играют со скуки, когда больше нечего делать. Те же психологи и врачи замечают, что пока ребенок послушно играл по полчаса в день, у него уже начнет возникать компьютерная зависимость. Как бы каждый из нас отреагировал, если бы нам предложили ежедневно давать ребенку наркотик, но только в небольших дозах? А компьютерная зависимость сродни наркотической, это вовсе не преувеличение. Небезобиден и Интернет. Психиатры и психологи утверждают, что компьютерные «чаты» затягивают подростков не меньше, если не больше, чем игры. И примеров обращения родителей к врачам и психологам уже предостаточно.
Кто же подавляет волю даже тех игроманов, алкоголиков или наркоманов, которые искренне хотят избавиться от пагубной зависимости? Весь огромный опыт Церкви, отраженный в писаниях святых отцов, говорит нам, что подавить волю человека, заставить его угождать страсти, могут только разумные существа, духовные возможности которых превышают возможности человека. Именно такими существами являются падшие ангелы, бесы, чья цель – тотальная демонизация всего человечества.
Компьютерная и другие игромании, наркомания, алкогольная мания, блудомания – всеми видами мании руководит нечисть, враг рода человеческого, который весьма наблюдателен и видит слабые стороны человека, его склонность к любой мании, залавливает людей, в том числе детей, на этом. Воля людей без должной подпитки Божественной энергией, благодатью ослабевает. Те, кто не веруют в Создателя, не посещают Церковь, не исповедуются, не причащаются, не совершают молитв, живут вне Бога, или же являются теплохладными маловерами, не могут себя оградить, защитить, вырваться из демонического плена. Духовная и педагогическая безграмотность родителей не могут оценить опасности, таящейся в современной псевдокультуре.
По книге Медведевой И.Я., Шишовой Т.Л. «Ребёнок и компьютер»