18 мая 2015 года, в день празднования иконе «Неупиваемая Чаша», за Литургией в Высоцком мужском монастыре города Серпухов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Пармена на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Пармен!
Христос Воскресе!
Этими словами, исполненными победоносной пасхальной радости, приветствую тебя и поздравляю с принятием благодати Всесвятаго Духа, которая почила на тебе во время совершения архиерейской хиротонии, и ныне, призвав в помощники Бога, со смирением внемли тому, что сейчас услышишь. Да запечатлеется в сердце твоем назидание и да поспешествует оно тебе в предстоящем архипастырском служении. От сего дня и до исхода души твоей ты призван быть не столько носителем внешних знаков отличия, подобающих епископскому сану, сколько всегда и во всем являть себя пламенным посланником Божиим, продолжателем дела апостолов, продолжателем дела служения Истинного Пастыря — Христа.
Почему же, осознавая свое недостоинство, о котором ты говорил при наречении, ныне ты стоишь здесь пред нами облаченный в святительские одежды, ожидающий вручения архиерейского жезла? Только потому, что внял голосу Церкви, как голосу Самого Бога. Того, Кто способен исправить жизненный путь человека и укрепить силы самого слабого; Кто косноязычному Моисею даровал многоглаголивые уста и соделал его вождем народа; Кто возвел на царский трон простого пастуха Давида и ниспослал ему вдохновенный дар псалмопевца и пророка; Кто коснулся сердца благоразумного разбойника и со креста призвал его в рай; Кто гонителя Церкви Савла обратил к Себе и сопричислил апостолам. Верь, твердо верь, что и тебя не оставит Господь без Своей помощи в предстоящем тебе служении, что благодать Святаго Духа восполнит твою немощь, «ибо немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1:25). И еще скажу словами того же апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор.1:27). Но что это означает — восполнение Бога нашей человеческой немощи? А где мы здесь — люди? Где наше усилие? Господь восполняет немощь нашу в ответ на нашу веру и на наше стремление каждый день становиться лучше. Под лежачий камень вода не течет, и благодать не будет прикасаться к тому, кто не будет трудиться. А потому эти пламенные слова апостола Павла, которые я привел тебе, свидетельствуют о необходимости тебе самому идти навстречу Божией благодати каждый день, помня, что именно в таком случае немудрое Божие будет премудреечеловеков и немощное Божие будет сильнее человеков.
И сам Господь указывает нам источник всепобеждающей силы: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Что же ты должен делать, чтобы принести обильный плод? Ответ на этот вопрос есть в наставлении преподобного Пимена Великого: «Нужно много молиться, много трудиться и творить добро людям». Из таких действий и должно состоять твое служение. При этом формы его могут быть самыми разнообразными. Суть же должна остаться именно такой: молиться, трудиться и делать добро.
Более тридцати лет ты трудился на пажити Христовой и приобрел немалый пастырский опыт, но, несмотря на это, пока ты не можешь знать всех испытаний, которые ожидают тебя на архиерейской стезе. Придет время, и ты убедишься, насколько прав был святитель Филарет, митрополит Московский, сказавший: «Епископство для меня не честь, а подвиг». Поверь, это действительно подвиг. Быть может, не очевидный для всех, но от этого не менее значимый. Подвиг молитвенного предстояния за вверенный тебе народ Божий, подвиг собирания и воспитания чад церковных, подвиг отстаивания правды Божией перед лицом современного, во многом лживого и лукавого мира.
Ты призван делать все, чтобы православная вера не оскудевала в сердцах людей, чтобы глаза христиан всегда светились пасхальной радостью, чтобы души их исполнялись миром, чтобы дела их были добры, а помыслы чисты. Особое внимание тебе надлежит уделять молодежи. Ты должен проявлять деятельную заботу о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости могла найти свое место в лоне Церкви. Одновременно следи за тем, чтобы личные устремления или предпочтения членов общин не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — эти слова преподобного Викентия Леринского должны стать руководящим принципом в развитии епархиальной жизни.
Крепкой защитой от всяких заблуждений среди пасомых, по слову священномученика Игнатия Богоносца, является единение вокруг своего епископа. «Бегайте разделения, как начала зол, — призывал он смирнских христиан. — Внимайте же епископу, дабы и Бог внимал вам… Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги» (Игнатий Богоносец. Послание Поликарпу Смирнскому, гл. 6).
Пребывай в единомыслии и братском взаимодействии с главой Казанской митрополии Преосвященным владыкой Анастасием, хорошо знающим особенности служения в Татарстане, регионе, где на протяжении веков в мире и согласии живут люди различных национальностей и религиозных убеждений. Береги это достояние, стараясь воспитывать свою паству в духе миролюбия и добрососедства.
Стремись к молитвенному единению со Христом и во Христе со всеми верными. В Божественной Евхаристии и совместном участии в церковных Таинствах, в делах любви и милосердия, в миссионерском служении и просвещении, в заботе о ближних и дальних, в общении с людьми пока еще не воцерковленными и даже предвзято относящимися к Православию — всегда, везде и всякому человеку ты сам, равно как и клирики, и миряне епархии призваны свидетельствовать о великом даре веры. Именно этот дар способен наполнить жизнь глубоким смыслом, вдохновить на труды во славу Божию и на пользу другим, согреть теплом благодати объятые холодом отчуждения сердца многих наших современников, не познавших счастья жизни по Евангелию.
Завершая свое слово, хотел бы особо подчеркнуть: твое служение будет плодотворным лишь в том случае, если ты всецело посвятишь себя делу, к которому призван. Иного пути нет и быть не может. Посему с упованием на помощь свыше, опираясь на вручаемый архипастырский жезл, гряди к пастве своей, гряди и возвещай истину Христову, гряди и собирай вокруг Трапезы Господней всякого алчущего и жаждущего правды (Мф. 5:6), гряди и просвещай пребывающих во тьме неведения, гряди и спасай заблудших, гряди и утешай малодушных, гряди и поддерживай нуждающихся, гряди и духовно врачуй страждущих, гряди и всё твори так, дабы по завершении жизненного поприща ты и духовные чада твои, которых дал тебе Бог (Ис. 8:18), сподобились войти в радость Господа своего (Мф. 25:21).
Теперь же от полноты ниспосланных даров преподай архипастырское благословение людям сим, во множестве собравшимся в этой древней обители града Серпухова и молитвенно соучаствовавшим в твоей хиротонии. Да прославится в трудах и служении твоем пречестное и великолепое имя Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.