Публикации

Детоводитель

  Количество просмотров

Когда произносишь слово «учитель», в памяти возникают образы реальных людей-педагогов, с которыми сталкивала жизнь, у которых перенимала многое разумное и полезное. С умилением вспоминаешь первую учительницу, учившую азбуке, каллиграфическому написанию букв, счёту по арифметике и, главное, уважительному отношению к родителям, взрослым, чувству патриотизма…

Детское доверчивое восприятие окружающего мира запало в душу на всю жизнь. Затем старшие классы, вуз – мысленное деление педагогов на добрых, отзывчивых, знающих и хладнокровных, не умеющих зажечь любовь к предмету, миру. Потом сама педагог. Череда пестрых дней и лет. Чувства радости, удовлетворения и горечи, недовольства собою, чем-либо в работе сменяли друг друга.

Теперь, вспоминая прошлое, вижу, что почти все педагоги в той или иной степени, воспитывали детей, не противоречили заповедям Христовым, более того научали творить добро, любить окружающий мир, людей. Конечно, изучение отдельных тем, предметов не совпадает до сих пор с библейским учением (например, сотворение мира, происхождение человека). Но в целом всем жизненным азам каждый из нас учился в обыкновенной светской школе и многому доброму научился.

Несовершенство же обычной школы особенно отчётливо начинаешь осознавать, когда вникаешь в основы Православия, в законы, данные Богом. По глубокому убеждению всех верующих, по моему тоже, если бы сейчас в школах, вузах преподавание и воспитание велось с позиций вероучения, наша страна стала бы сильной, народ оздоровился бы нравственно, а значит, и физически. Если болен народ, больна и страна. Конечно, проблемы современной школы кроются не только в содержании образования или формах и методах обучения, главная проблема – в непродуманных программах, особенно гуманитарного плана, в личности учителя, его профессионализме и нравственности. Православная школа – это не только преподавание Закона Божия, кроме всех предметов, главное в этой школе – православный учитель, православный ученик и родители, атмосфера мира, любви, творчества, разумной строгости и вдохновенной жизни. Мы живём в регионе, где исповедуется ислам. Есть прекрасный опыт в нашей стране, где православие и ислам уживаются мирно, например, в Краснодарском крае, где каждый учащийся знакомится, затем живет по своему вероисповеданию – добро уживается с добром и нет места вражде. Такие школы помогают родителям воспитать культурного и благочестивого человека, духовного, доброго и верного гражданина и сына родного Отечества.

Раньше на Руси говорили не «знать», а «ведать», не «верить», а «исповедать». Исповедуя Бога, человек ведает, знает Истину, отсеивает всё ненужное. Но чтобы в сердце возсияли плоды, необходимо очистить его от сорняков страстей, эгоизма, греховных наклонностей. С этого начинается обучение. Образование есть очищение образа Божия в человеке. Педагог с античности – «раб водящий»: он обязан вести ребёнка не куда хочет, а куда должен. Православному ясно: знать Бога – главное знание, позволяющее увидеть сложность и многоцветность мира как творения Божия. Детство, юность, зрелость, старость – разные возрасты единой земной жизни. Жизнь неразрывна: труды и плоды одного возраста делают человека или счастливым, или несчастным в последующее время. Чему мы научаем или научаемся в первые периоды жизни, тем мы и живем оставшуюся жизнь…

Вернуться к списку

Последние добавления