2 января Православная Церковь чтит день преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии — на далеком севере России, в семье бедного дьячка Ильи Сергиева и жены его Феодоры. Мальчик родился очень слабым и болезненным, и родители, боясь за его жизнь, рано его окрестили. Наречен он был Иоанном в честь святого преподобного Иоанна Рыльского, память которого праздновалась Церковью в день его рождения.
Отец постоянно брал его с собою на службы в церковь, направляя мысли и чувства к Богу. Семья жила в условиях крайней материальной нужды, и мальчик рано познакомился с картинами народной бедности, горем и страданиями. Он очень любил природу, пробудившую в нем любовь к Творцу. С шести лет начал осваивать грамоту, которая плохо ему давалась. Это его печалило и направляло усердно молиться Богу о помощи. Позднее отец на последние средства отвёз его в Архангельское приходское училище. Там он особенно остро почувствовал своё одиночество. Утешение приходило только в молитве. Молился он часто и пламенно. Однажды ночью после молитвы он испытал глубокое потрясение, как будто раскрылся ум в его голове, точно завеса спала с глаз. На душе стало легко и радостно. С этого дня у него обострилась память, и он стал легко все запоминать. Вскоре он стал первым учеником в училище. Его поощрили и направили бесплатно (за счет государства) учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Отец вскоре умер, и мать осталась без средств к существованию. Иоанн не оставил её без попечения: стал брать подходящую работу, и весь заработок отсылал матери. Учась в Академии, мечтал быть миссионером среди дикарей Сибири или Северной Америки. Но Промысл Божий уготовал ему другое служение. Во сне он увидел себя священником в Кронштадтском Андреевском соборе. В 1855 году ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора и принять сан священника. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. Войдя первый раз в храм, он оцепенел, так как видел его во снах с самого детства.
Кронштадт был местом высылки разных порочных людей из столицы. Основным местом работы для населения был порт. Процветало пьянство, попрошайничество (тунеядство), безверие, сектантство, царила всеобщая бедность. В храм приходили немногие. Поскольку люди не особенно шли к священнику, то он пошёл к ним и начал общаться с ними: беседовал, утешал, ухаживал за больными, помогал материально, раздавая всё, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эта пастырская любовь делала чудеса: люди размягчались и стали отмечать священника своей любовью.
Такой пастырский подвиг вызвал также многочисленные нарекания. Многие не поверили в его искренность и стали делать нападки. Над ним глумились, устно и печатно нелестно обзывали. Епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему жалование, так как он почти всё жалование раздавал пастве, а сам оставался разут и раздет, и как бы порочил священство. Все испытания и глумления отец Иоанн мужественно переносил, не изменяя своего образа жизни. Постепенно, с Божией помощью. Клеветники умолкли, и стали его даже прославлять.
«Нужно любить всякого человека и в грехе и в позоре его, не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нём», — говорил отец Иоанн. Он перестал осуждать ближнего, а стал молить Бога об оказании помощи всем скорбящим, болящим, униженным и оскорбленным. Скоро открылся в отце Иоанне дар чудотворения. Количество чудес не поддается исчислению. Излечивались самые тяжкие болезни, как наедине, так и при скоплении народа. По его молитве к Богу прозревали слепые, шли дожди в засушливое время. Чудеса происходили даже, когда к нему обращались в письме или телеграмме.
Верующая Россия потекла к великому чудотворцу. Тысячи людей ежедневно стали приезжать в Кронштадт. Кронштадтская почта вынуждена была открыть специально почтовое отделение для корреспонденции к отцу Иоанну. Огромные деньги стали приходить на его имя. На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил до тысячи нищих.
Андреевский собор, вмещающий до 5000 человек, теперь всегда был полон. Желающих исповедаться и причаститься было столь много, что отец Иоанн ввел общую исповедь. Многие каялись вслух, выкрикивая свои грехи. Ведение Литургии им было изумительным. Сияние в лице, молитвенные вздохи, слёзы, порывистые движения, проникающие мощные возгласы, пламенная молитва — вот некоторые характерные черты о. Иоанна при богослужении.
Слава отца Иоанна вышла за пределы Кронштадта. Его стали приглашать в разные города. Верующие желали хотя бы прикоснуться к его одежде, послушать его проповеди. В некоторых городах собиралось до несколько десятков тысяч людей. Отец Иоанн вел дневник, записывая ежедневно свои мысли. Эти мысли составили целую книгу: «Моя жизнь во Христе». Книга — яркое свидетельство того, как жил отец Иоанн, как должно жить всем тем, кто хочет не только называться, но и в действительности быть христианином. Книга вскоре была переведена на несколько иностранных языков.
Основная мысль всех письменных творений отца Иоанна — необходимость истинной веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность Православной вере, спасающей душу человека.
Что воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и в дорогом неоцененном отечестве, России, в которой издревле насаждена Православная Церковь. Благодарю и славлю Тебя как могу, по благодати Твоей! В продолжении семидесяти лет я согрешал каждый день и каялся, и Господь миловал меня, не наказывал меня по правде Своей, ожидая моего исправления каждый день. Будучи священником, я жил не без греха, но больше и больше углублялся в смысл своего призвания, и Господь ежедневно миловал меня, даруя мне слёзы покаяния. Невидимые враги сильно бороли и пленяли меня, смущали меня, особенно при совершении Таинств, борьба была на жизнь и смерть, смерть духовную.
Что я воздам Господу за все эти милости? Постоянно я должен воевать с собою, со своими похотями и прелестию врага и умерщвлять все страсти, считая их нелепыми, бессмысленными и пагубными, а предпочитать всему и любить Тебя единого. О, сколь хитер, неусыпен, деятелен враг на погибель нашу! И не вдруг мы познаем его козни, а впоследствии, когда крайне надоест и опротивеет. Мы находимся часто в прелести его. Господи, избави нас от лукавого. Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Сколько залогов милости я получал и получаю от Бога в этой жизни, надеюсь, что и в будущей жизни по смерти; а смерть есть рождение в жизнь вечную, Божией милостью и человеколюбием. Ничего нет у меня своего доброго, все — Твое. Весь да буду в Тебе и с Тобою. Покрой, Господи, все грехи мои милосердием Твоим. О Боже, милостив буди мне грешному ещё и ещё!
Образность, или символика, есть потребность человеческой природы, которая наглядно объясняет нам многое из духовного мира. Иисус Христос поучал часто людей образами или притчами. Иконы образно представляют нам Господа, Богородицу, Ангелов, святых, чтобы мы соображали все мысли, слова и дела по образу мыслей, слов и дел Господа и святых Его. Частое изображение креста, каждение ладаном, возжигание свечей и лампад, входы и выходы из алтаря — это материальный образ духовного мира. Образность много влияет на душу человеческую, на творительную или деятельную ее способность.
По нашей телесности, Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь знамению, например, в Таинстве Причащения Он Сам весь вселяется в Тело и Кровь; в покаянии — действует через видимое лицо священника; в Крещении — через воду, в Миропомазании — через миро; в Священстве — через архиерея, в Браке — через священника и венцы венчает Сам; в Елеосвящении — через елей; привязывает Свое присутствие к храму, к иконам, к кресту, к крестному знамению, к имени Своему, к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину; но придет время, когда Тело и Кровь Его — Равно и другие знаки, — для нас не будут нужны. А теперь — все чрез телесное и чрез образы и знамения.
Поклоняясь иконам, я во-первых, почитаю в них Бога, родившего безначально Сына — Образ Свой Живой; во-вторых, я почитаю образ Бога воплощенного; в-третьих, уважая сам себя, свой образ бессмертного богоподобного человека. Еще я побуждаюсь почитать иконы потому, что вижу проявляющуюся чрез них спасительную силу Божию для верных и карающую для неверных. Иконы заменяют для меня самые лица, имена которых они носят. Лики святых на наших иконах представляют нам близость по духу святых Божиих, которые все живы у Бога и во Святом Духе всегда близки нам по сердечной нашей вере и молитве к ним. Иконы в доме или в храме не для вида, а для молитвы, для почитания, для назидания. Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены.
Живут и по смерти святые Божии. Слышу, как поет Божия Матерь свою чудную песню, сложенную в доме тетки Елисаветы, после благовещения Архангела. Слышу песнь Моисея, песнь Захария — отца Предтечева, Анны — матери пророка Самуила, песнь трех отроков. А сколько новозаветных святых певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией! Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе — живые и умершие, святые и грешные, Церковь торжествующая и воинствующая. «Се творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24).
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь» (Апок. 3, 20) — это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запертого или запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч.23:26).
Задача нашей жизни — соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога — смерть, не жизнь. В близости к тебе Господа будь так уверен, чтобы тебе чувствовать, что ты, молясь Богу, касаешься Его не только мыслию и сердцем, но и устами и языком. «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 8-9). «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14).
Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, — для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она ведет в сердце Христа с Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.
Когда будет Бог во всех мыслях, желаниях намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога... Каждую минуту опасается, как бы в чем не согрешить против Господа. Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, — ты люби их; ругающих благословляй и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться — плачь; когда находит уныние — старайся развеселиться; когда злоба — будь особенно добр; когда гордость — смиряйся; когда раздражительность — сохрани спокойствие; когда скупость — будь щедр; неверие — призови на помощь особенно сильную веру... Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю: ибо все страсти, пристрастия, прихоти — его мечта.
Утром 20 декабря 1908 года мирно отошёл к Господу великий праведник Иоанн, который заранее знал день своей кончины. Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован.