Тёплый июль теперь согревает ещё и общероссийским государственным праздником, получившим название День семьи, любви и верности! Его покровители — преподобные Пётр и Феврония, князья Муромские, пронесшие через всю долгую совместную жизнь негасимую лампаду взаимной любви. Русская Православная Церковь празднует память этих святых 8 июля по новому стилю.
Отрадно, что в наше время крайнего легкомыслия и развращённости нравов мы слышим, по крайней мере, слова, призывающие нас к семейному идеалу! Не может не дрогнуть человеческая душа, когда слышит о чьей-то счастливой семейной жизни, о счастье нерушимом, о любви чуждой предательства и измен. Почему? Потому что жить в согласии — подвиг нести. Подвиг невидный, неприметный, без пуль и сражений, подвиг под покровом спокойной, обыденной жизни. В семье, где прилагаются усилия для её сохранения, каждый старается уступать и чем-то жертвовать ради неё, а не замыкается в эгоизме.
Каждая семья — это Божие предначертание, Бог сводит двоих для супружеского счастья. И счастливые семьи там, где люди ищут не своего, а Божиего. Интересен тот факт, что раньше — до революции — родители сами выбирали детям жениха, невесту, приглядываясь к знакомым семьям. Иногда люди женились не по любви, но находились в браке до конца жизни. С Богом в душе, со вниманием к родительским наставлениям растили детей и работали.
Сейчас женятся по любви, но крепких семей почти нет. Нередко браки распадаются вскоре после свадьбы. Почему? А потому что многие за любовь принимают влюблённость, а потом идут на поводу у своего эгоизма и самолюбия. Как-то прочитала в одной брошюрке, что «любовь — это единение двух людей, которое рождается в браке, и взращивается в течение 10—15 лет совместной жизни». Вот эти годы самые ответственные: людям нужно приноровиться друг к другу, смириться с недостатками, научиться прощать, молчать в какие-то моменты, помогать друг другу.
Автору этих строк довелось провести много огласительных бесед в храме перед совершением Таинства Венчания и в приёмной гинеколога местной больницы. И нужно сказать, что все люди разные. Я мысленно делила их на две группы: зрячих и незрячих. Зрячие — это те, кто к Богу чуток, голоса совести не утратил. Незрячие — сильно оторвавшиеся от Бога, тонущие в безверии и бессовестности. Ведь совесть — это весть от Бога: душа болит, когда мы нарушаем правила (заповеди) Божии. Не зря же люди сочинили пословицы: «Добрая весть — глас Божий», «От человека утаишь, от совести (Бога) не утаишь» и другие.
Так вот, совестливые, если и совершили до брака или в браке страшные грехи (блуд, детоубийство и т. п.), то хотят как-нибудь поправить это дело по-христиански. Вторая же группа тонет в грехах, стонет, но всё равно избегает Бога и Его помощи.
Любовь супружеская, освящённая верой в небесного Отца, и скреплённая благодатью венчания, конечно, прекрасна… «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» — писал один из поэтов. Счастливые семьи там, где люди ищут не своего, а Божиего. Несчастные там, где с Богом не общаются, где не понимают, для чего живут. Они всё ждут, что явится им сама собой какая-то мифическая «любовь». И, мол, она-то и будет настоящая… О Божием Промысле в таких семьях не задумываются и храмы стороной обходят.
Довольно часто противостоит семейному идеалу лукавая похоть, которую даже трудно назвать животной... Ведь в мире бессловесных так много удивительных примеров верности до самопожертвования! Неспроста русских женщин в старину называли «лебёдушками». «Гуси-лебеди» — это чудо-птицы, которые найдя себе пару, никогда ей не изменяют. А длинноногие белокрылые аисты, говорят, падают с высоты наземь в случае смерти своей половины.
Вспомним один замечательный эпизод из жития святых Петра и Февронии. Однажды, во время путешествия по реке, добродетельная княгиня поймала на себе страстный взгляд вельможи, входившего в круг ближайших соратников муромского князя. Праведная Феврония, зачерпнув пригоршней воды у левого борта, попросила боярина выпить её. Тот безмолвно повиновался. Затем мудрая женщина повелела своему тайному воздыхателю испить речной влаги, взятой справа от ладьи. «Какова вода на вкус?» — спросила угодница Божия. «Совершенно одинакова». — «Как же ты бесстыдно взираешь на чужую жену, хотя доподлинно знаешь, что женское естество всегда одно и то же?» — строго спросила святая Феврония, посрамив похотливца и остудив его пыл.
Среди блудников нет мирных и счастливых. Свободные гражданские браки и разводы стали уже нормой жизни. Если заглянем в историю, то увидим, что лет двести-триста тому назад гражданские браки были совершенно немыслимы, не говоря уж о временах Петра и Февронии. Тогда это просто в голову никому не могло прийти.
Как нам объяснить это? Давайте представим себе некую маму, которая растит ребёнка. В год — всё хорошо. В два — первые искушения, в три — проблем ещё больше, а в девять мама заявляет: «Что-то сынок мой перестал мне нравиться. Что-то от рук отбился, хамить стал, учится плохо. Сколько можно терпеть? Всё! Надоело! Завтра же пойду в ЗАГС и разведусь. Мне такой сын не нужен!».
Мы понимаем, что такое немыслимо: мать до старости любит своего ребёнка, даже если тот непутёвый. С сыном разводиться нельзя! А почему тогда с мужем можно? Православная Церковь всегда знала, что муж по степени родства роднее сына, а жена роднее дочери. Во много раз роднее. Это только сейчас нам это непонятно. А в прошлом это было известно любому крестьянину. Если бы женщина захотела уйти от своего мужа и вернуться к своим родителям, её бы просто не приняли: «У тебя есть муж, с ним и живи! Если ты от мужа ушла, то мы тебя знать не хотим». И вертались, жили. У нас, людей старшего поколения, такие примеры в памяти остались.
Если влюблённые любят за что-то, то любящие любят ни за что. За что мы любим маму? За красоту? Нет, мама может быть и некрасивой. За доброту? Нет, мама может быть жестокой и несправедливой, а мы её всё равно любим. За что мы любим своего ребёнка? Мы любим доброго и хама, работящего и лентяя, и даже преступника. Хорошо, мама родила, ребёнок её сын. А за что любят приёмных детей? За что любим сестру, брата? Каждого родственника любим за то, что он наш.
А муж? Жена? Так вот, при настоящей любви своего супруга любят за то, что он свой. Что по этому поводу говорит Библия или церковное предание? В Библии написано, что «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт: 2:24). Коли стали едиными, значит, обеим сторонам нужно приложить усилия, чтобы сохранить это единство, приумножить его детьми, сохранить ту любовь, которая объединила. Истинная любовь «долготерпит милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13:4—7).
Пусть наше желание иметь крепкую и хорошую семью исполнится. Но нам для этого надо приложить усилия в содружестве с Богом.