Публикации

Религиозен ли экстремизм?

  Количество просмотров

Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. В этом году в течение всего сентября в стране будут проходить мероприятия под названием «Экстремизму — нет!».

Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus, что означает «крайний». Так называется идеология или практика применения крайних, противозаконных мер ради достижения каких-либо целей. Когда мы слышим слово «экстремизм», на язык сразу просится слово «религиозный». Хотя экстремизм бывает и политическим, и национальным. А если вспомнить историю гонений на веру в первые годы советской власти, то можно констатировать, что существует и атеистический экстремизм.

Но в наше время чаще всего говорят именно о религиозном экстремизме, так что у обывателя может сложиться впечатление, что он — некая неотъемлемая часть религии. Мол, там, где религия, обязательно присутствуют экстремизм, фанатизм или сектантство. Что тут сказать? Возможно, обыватель прав, но лишь отчасти. Ничего удивительного здесь нет. Где живая ткань, там есть опасность возникновения раковой опухоли. Где истинная вера, там есть опасность её извращения человеком, за которым стоит воля врага нашего спасения. И христиане это прекрасно знают: «…диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8). А святые отцы называют его сочинителем всех ересей и вдохновителем всех расколов.

С другой стороны, генезис современного мирового экстремизма отнюдь не религиозный. Вот что сказал по этому поводу председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Есть силы, которые хотели бы поставить Россию на колени, разделив и столкнув её граждан по этническому, религиозному, социальному, политическому признакам. В это вкладываются ресурсы, ради этого производятся многие тонны макулатуры и многие гигабайты виртуального мусора. Среди этого мусора — псевдорелигиозная пропаганда». Короче говоря, идёт самая настоящая информационная война. Хотя, по правде сказать, война эта уже далеко вышла за рамки чисто информационной.

Экстремизм как таковой не свойствен религии вообще и христианству в частности. Христос учил любви к ближнему, то есть к каждому человеку, причём независимо от его взглядов и мировоззрения. И какой любви — вплоть до готовности пожертвовать за него свою жизнь. Как мы знаем из Нагорной проповеди, Христос ценил кротких, милостивых и миротворцев. Все последующие памятники церковной письменности, например, Древний Патерик, свидетельствуют о добром отношении христиан к людям, держащимся других вер. Поэтому было бы некорректно говорить о религиозном экстремизме. Следовало бы его определить как псевдорелигиозный.

Псевдорелигиозный экстремизм связан с такими явлениями, как фанатизм и сектантство. Характерной чертой сектантского сознания является невежество. Экстремисты, как правило, весьма плохо знают историю, в том числе и историю своей нации и религии. Следующая черта — отсутствие любви к ближним, злоба и ненависть. Наиболее же яркой чертой является утопическое мышление. Характерный образ их мыслей: всё человечество неправо, а правы только мы. Всё человечество идёт не туда, и только мы можем указать правильный путь, только у нас есть ответы на все вопросы, только у нас есть рецепт, как построить рай на земле. Вспомним известный большевистский гимн: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» В этих словах — крайняя степень утопизма. Кто виноват во всех бедах? Капиталисты! Так давайте их уничтожим, и сразу же наступит вожделенный рай. Или виноваты такие-то нации или религии — они мешают нам жить.

Однако всё это ложь. Если ты действительно хочешь изменить мир к лучшему, начни с самого себя. Христос учил, прежде всего, в себе искать и исправлять недостатки и грехи: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф 7: 3). Если мы изолируем или уничтожим всех лишних или неправильных, по нашему мнению, людей, рай не наступит. Так как источник зла — греховное человеческое сердце, «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19).

Тем не менее, несмотря на очевидную для всякого нормального человека вздорность их мировоззрения, сектанты и экстремисты вовлекают в свои ряды новых адептов, умело используя различные психотехники, подкуп и шантаж. Особенно активно вовлекают они молодёжь, пользуясь отсутствием у неё достаточных знаний об истории и религии, и жизненного опыта. Они пользуются повышенной внушаемостью молодых людей и их неустроенностью в жизни. Пользуются тем, что молодёжь часто ищет идею, которой хочет служить.

Если вам предложат вступить в некую сомнительную организацию, то хорошенько подумайте, а не станете ли вы пешкой в чьих-то руках? Или даже пушечным мясом. Ведь сами экстремистские и террористические организации — такие же пешки, имеющие вполне конкретные источники финансирования. Сейчас время политтехнологий и информационных войн, так что не позволяйте морочить себе голову.

Так что же нужно делать для профилактики экстремизма и сектантства? Во-первых, я призываю вас заняться изучением истории. Вы также должны знать основы религиозного вероучения. Во-вторых, необходимо, что называется, вписаться в жизнь. Благо, когда молодые люди не затягивают со вступлением в брак. Но сейчас, к сожалению, многие не стремятся рано обзавестись семьёй. «Семья? Зачем? Лучше быть свободным, наслаждаться, развлекаться, брать от жизни всё. Тусовки, вечеринки, дискотеки… А там, ближе к сорока годам, посмотрим…» На первый взгляд, современный человек таким образом реализует свою свободу. Но самом деле это не свобода, а рабство. Человек является рабом своих страстей и желаний. Такие люди очень подвержены разного рода влияниям, их легко подцепить на крючок. И уж поверьте, желающих ловить души человеческие в нашем мире более чем достаточно.

Было бы очень полезным найти какое-то увлечение в жизни, или, как говорят, хобби. Чем больше человек занят полезными делами, тем меньше дурных мыслей лезет ему в голову.

И самое главное — необходимо быть верующим человеком, православным христианином, вести здоровую духовную жизнь: посещать храм, регулярно исповедоваться, причащаться, молиться. Это самое сильное средство против всяческих уклонений «направо» и «налево». Необходимо помнить, что в истории человечества не было лёгких времён. Наше с вами время — время особого развития информационных технологий — характеризуется беспрецендентной атакой на умы людей. Не принимать ложь в своё сердце, оставаться на стороне истины — вот подвиг, неся который, мы и души свои спасём, и на земле сохраним мир и порядок.

Вернуться к списку

Последние добавления