Публикации

Выставка в Свияжске: «Святой воин Христофор»

  Количество просмотров

С 8 августа по 1 ноября в Свияжском музее проходит выставка, посвященная образу святого воина и мученика Христофора. Идея организовать подобную выставку именно в Свияжске не может удивить тех, кто хорошо знаком с главной жемчужиной бывшего города Свияжска, затем острова и ныне — острова-града — Успенским собором в мужском Успенско-Богородицком монастыре.

Среди фресок собора один из самых первых образов — тот, что встречает входящего в древний храм — на западной грани северного столпа, святой Христофор. Воин в лошадином образе запоминается сразу и навсегда. Это один из самых сохранных фрагментов росписи во всем соборе и самый редкий среди всех известных образов этого святого. Благодаря усилиям музейщиков, организовавших эту экспозицию, становится очевидным, что редкость его изображений скорее обусловлена разрушительным действием времени и человека, нежели количеством посвященных ему произведений.

На выставке представлены около 20 икон, не только в традиционных иконных техниках, но и написанные маслом, на эмали. В витринах присутствует драгоценная лицевая епитрахиль строгановского шитья, подаренная ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю в середине XVII в. Иконы прибыли в Свияжск из Ярославля, Егорьевска, Череповца, Санкт-Петербурга, Владимира. Особенностью этой выставки надо признать активное участие репродукций храмов, где сохранились фрески с образом мученика Христофора. Они воспроизведены на цветных баннерах, напоминающих средневековые хоругви, и вносят тот крупный масштаб, которых характерен для монументального искусства.

На иконах, эмалях, лицевом шитье, гравюрах-лубках и миниатюрных рельефах образ святого соответствует всем известным из мировой и русской практики вариантам — он представлен и в образе безбородого юноши-воина, и в образе кинокефала (песьеглавца), иногда напоминающего то лошадь, то орла. Особенно отрадно было увидеть, что образ святого, как и выдающаяся свияжская фреска, сохраняют вдохновляющее значение для современных мастеров, будь они иконописцы или нет: в отдельной витрине представлена эмаль, воспроизводящая облик святого Христофора со свияжской росписи (работа Р. и Ч. Сафиуллиных в технике горячей эмали) и иконы письма Максима Шешункова, на которых святой изображен и в традиционном для православного искусства образе, и, как было принято в западной иконографии — перевозчик, с Младенцем Христом на плечах.

В небольших, уютных залах яркие краски современных репродукций, драгоценные образы в окладах, витрины с отдельными иконами и предметами личного благочестия, подобные стеклянным ковчегам для святыни, создают удивительную неповторимую в обыденной жизни атмосферу прикосновения к тайне.

***

Святой Христофор — один из наиболее почитаемых святых не только в России, но и на западе. Он считается защитником от болезней, покровителем путешественников и автомобилистов. На выставке представлены старинные металлические накладки, которые делались на приборную панель автомобиля, для того, чтобы оберегать водителя от всевозможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. В западной Европе считалось, что принять смерть можно без покаяния, достаточно лишь посмотреть на образ святого.

До XVIII века святой Христофор изображался с головой собаки, свиньи или лошади. И это, пожалуй, самый необычный сюжет для написания икон. По древней легенде Христофор происходил из племени собакоголовых. Будучи глубоко верующим православным, Христофор был призван к языческому императору Децию Траяну, подвергся тяжелым испытаниям, но не отказался от своей веры. В итоге ему отрубили голову, и Христофор причислен к лику святых как защитник православной веры. На некоторых иконах святой Христофор изображен с отрубленной головой, которую держит в руках.

По некоторым легендам, после принятия христианства святой принял облик человека, что свидетельствует о том, что его грубая природа и звериный нрав изменились после крещения.

Вернуться к списку

Последние добавления