4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по завершении Литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля, состоялся традиционный крестный ход к месту обретения коны в Казанско-Богородицкий монастырь. После молебна у стен Крестовоздвиженского собора обители митрополит Казанский и Татарстанский Феофан обратился к верующим со словом.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Поздравляю вас с великим праздником земли Российской в честь Казанской иконы Божией Матери.
Мы с вами стоим на святом месте, где была обретена эта икона. Много явленных икон Царицы Небесной во всем мире и в России, но образ Казанский Божией Матери непосредственно связан с судьбой нашей страны. Она явилась в непростое время. Пройдет несколько десятилетий и начнется великая Смута в России, подойдет к концу род Рюриковичей. Бояре делили место — боролись за первенство, за власть, и все становилось для них подспорьем — клевета, убийство, казнокрадство...
Мы помним, в чем выразилась Смута конца XVI — начала XVII века. Ненависть, убийства, нищета, разбои разлились грязной рекой по великой России. В смятении были умы людей. Доходило до того, что думали: может, и вправду нам принять самозванцев и иноверцев, чтобы они навели порядок? Когда по указанию девицы Матроны ее мать обрела здесь икону, которая станет называться Казанской, она принесла ее священнику, который станет затем Патриархом Московским и всея Руси.
В Смутное время предательства и разбоя, когда Кремль был захвачен и осквернен незваными гостями, когда Москва пылала, храмы и святыни грабились и рушились, проливалась невинная кровь, — в это время Патриарх Ермоген, от которого зависело многое, отказался сказать народу, чтобы люди приняли [своим царем] Лжедмитрия, а потом польского королевича Владислава. Неизвестно, как тогда бы повернулась история. Находясь в заточении, без пищи, он твердо стоял на своем. И вместо благословения принять самозванцев и иноверцев пошли по всем уголкам земли Российской грамоты с призывом к простому народу сплотиться и изгнать незваных гостей.
Дошла эта весть и до Поволжья. В Нижнем Новгороде князь Пожарский и воевода Минин собирают ополчение. Кто был в ополчении? Простые люди. Чем они были вооружены? Тем, что было под рукой. Но они пошли отсюда, с Волги, и к ним начали присоединяться не только православные, как повествует летопись, но и иные народы, населявшие Россию и особенно Поволжье. Пошли, чтобы изгнать незваных гостей, чтобы защитить Россию, чтобы вера православная не была попираема.
Мы знаем, что с Казанским образом Божией Матери пришли ополченцы и в упорной борьбе изгнали незваных гостей. Затем восстанавливается государственность, люди избирают нового царя из дома Романовых, и Россия вновь процветает.
Мы тоже живем в непростое время — вокруг России вновь некая смута. К великому сожалению, иногда мы слышим неприемлемое внутри у нас: «надо бы жить, как они живут, нам бы принять их ценности». Не можем мы принять их ценности, у нас ценности иные, у нас ценности нравственности. Мы не против того, чтобы жить в мире со всеми людьми на планете, но против того, чтобы наши дети были растленными некими непонятными «ценностями». Именно из-за этого ополчился так называемый западный мир против России, с его санкциями. Но никогда не будет того, чтобы Россия, как хотели бы, стояла на коленях.
Сегодня День народного единства и согласия. Только в согласии, только в мире со всеми людьми, живущими в нашей стране — независимо от веры, независимо от разреза глаз — мы единая страна. В единстве наша сила, в единстве наше процветание. Мы будем хранить свою веру, свой язык, свою культуру, но мы живем в одной стране и наши интересы — они общие.
Мы ведем разговор — и есть полное взаимопонимание с президентом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, с бывшим президентом Минитимером Шариповичем Шаймиевым — о том, чтобы возродить жемчужину не только Казани, но и России. Я вижу этот собор [Казанский собор Божией Матери на территории Казанско-Богородицкого монастыря], восстановленные поруганные купола и храмы… И вновь Казань становится не только столицей культурной, спортивной, экономической, но и духовной. Это весьма важно, это нужно, это полезно для всех нас.
Наверное, я скажу о несбыточной мечте, но мне не верится, что первообраз пропал бесследно. Говорят, что сожгли его. Думается мне: будет стоять собор, будет облагорожено это место, в полной мере начнется иноческая жизнь, придут тысячи и сотни тысяч паломников — и, даст Бог, Сама Царица Небесная в Ее первообразе Казанском вернется сюда. Мне говорят: это невозможно, по-человечески невозможно. Но у Бога все возможно, и у Его Пречистой Матери.
Дорогие братья и сестры! Храните веру, передавайте веру детям нашим. Давайте возрождаться. Хватит брату-славянину попирать веру своих отцов. Невозможно без веры, невозможно без Бога, невозможно без фундамента, на котором Русь стала великим государством. От нас с вами все зависит — все эти кризисы мгновенно и незаметно для нас рассеются. Посмотрите на природу: вчера были очень низкие облака, тучи, а сегодня виден уже рассвет и голубое небо. Так и в жизни народа, в историческом его бытии: мы к Богу, а Он — к нам. Мы — с маленькой просьбой, а Он — с великими благодеяниями.
Русь святая, живи в мире и единстве со всеми людьми и народами! Но также помни, славянин, и храни веру православную, в ней же тебе процветание и утверждение. Аминь.