29 ноября 2015 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, празднование памяти апостола и евангелиста Матфея (60), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения уставного евангельского зачала митрополит Феофан обратился к верующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Иди, и ты твори такожде» — принцип, как мы должны поступать в нашей жизни. Спросил некий человек Спасителя: «Что сотворив, живот вечный наследую?» Ему было сказано, что необходимо почитать Бога. Человек сказал, что он это делает, и прочие заповеди исполняет. Тогда Спаситель приводит ему притчу, которую мы с вами только что слышали (Лк. 10:25-37).
Человек некий на пути из Иерусалима в Иерихон попадает в руки разбойников. Всё у него отбирают, жестоко избивают и бросают на дороге в надежде, что здесь ему и конец придет. Шел мимо священник иудейский, увидел человека, лежащего у дороги избитого, израненного, но не обратил внимания. Левит — меньший чин, вроде нашего диакона — тоже проходит мимо. Никакой помощи, никакого милосердия.
А следом идет самарянин. Самаряне — это племя, которое презиралось иудеями, иудеи не общались с ними. Этот самарянин увидел человека — скорее всего, иудея — израненного, ограбленного, обессиленного. Сжалился над ним, посадил на осла и привез в ближайший дом. Омыл его раны, утешил и попросил хозяина дома позаботиться о нем. Заплатил некую сумму, сказав, что если чего-то не хватит [раненому], то позже доплатит, и ушел.
Спаситель спрашивает у человека, который искал, как наследовать жизнь вечную: «Кто из них прав? Кто из этих троих угоден Богу?». Естественный ответ: тот, кто сотворил милость. И Спаситель говорит: «Иди, и ты такожде твори». В милостыне не было различия, что те — верные, а этот — неверный. Подражай этому самарянину в добром деле и спасешься.
Какое отношение имеет это к нам сегодня? Самое прямое, потому что, к великому сожалению, и в нашей православной среде мы нередко любим рассуждать о Боге, о высоких материях, говорить о своих добрых делах. Когда же доходит до реального, о помощи ближним своим мы забываем, а нередко относимся с к ним презрением. Часто бывает, что мы имеем достаток в пище, в одежде, а рядом живет старик или старуха, не имеющие достаточно для пропитания. И вместо того, чтобы с ними поделиться, оказать милость людям нуждающимся, мы разглагольствуем, что «Бог подаст». Ты подай, ведь этот человек нуждается в твоей конкретной помощи.
Бывает в нашей жизни и другое явление. Мы видим, как какой-то ребенок в той или иной семье начинает сбиваться с пути. И что происходит? Мы, ближние, между собой начинаем шептаться: «Вот, у Маньки какой непутевый или непутевая». Осуждая за глаза, в глаза улыбаемся, говорим красивые слова. Сами же, как дикие животные, которые подстерегают свою жертву. Бывает: шел, шел и оступился. И тогда начинается осуждение вместо того, чтобы помочь исправиться. Если кто-то попал в беду, то помогать надо: и родителям, у которых непутевый сын или дочь, попавший к разбойникам-грехам, и этим грешникам тоже. Не можешь чем-то помочь — молись за них, дабы Господь милостивый направил на путь истины.
«Иди, — Спаситель сказал, — и ты такожде твори». Твори милостыню, твори любовь, помогай нищим и убогим, униженным и оскорбленным. Как нуждаемся мы сейчас во взаимопомощи! Не смотри свысока на тех, кто попал в беду, впал в грех. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Молись, вразумляй, помогай, исправляй, показывай личным примером, как надо жить. По милости Божией, и для попавшего в разбойники греховные милость возможна, как это было с разбойником, висевшим на кресте и первым вошедшим в рай за исповедование Христа Сыном Божиим.
Эта притча должна стоять у нас перед глазами, быть нам путеводной. Эта притча должна напоминать нам, когда мы видим нуждающихся людей, не проходить мимо, как те священники и левиты, а подражать самарянину, творя добрые дела. Аминь.