Публикации

Как любить себя и ближнего?

  Количество просмотров

Люди, плохо знакомые с Православием, понимают суть заповеди «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22:39) так: чтобы по-настоящему полюбить другого, нужно сначала полюбить самого себя. Но так ли это на самом деле? 

Эта заповедь дана нам Господом Богом еще в Ветхом Завете (Левит 19:18). Но, придя на землю, Господь обрел эту заповедь забытой. Спаситель придает ей особое значение, Он говорит: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40). Второе повеление настораживает. Любить другого как себя — дело великое. Но как его совершить, если мы не знаем, в чем сущность любви к себе и ближнему?

Священное Писание говорит, что мы крайне самолюбивы уже с самого рождения, ибо «нет человека, который бы ненавидел свою плоть» (Еф. 5:29). На социальном уровне любовь к своей личности закладывается в детстве. Ребенок в первую очередь получает знания об этом, глядя на отношение к себе своих родителей. Если родители любят его и заботятся о нем, то маленький человечек берет с них пример, и в будущем тоже проявляет заботу об окружающих. Однако этого недостаточно: Православие призывает любить себя в первую очередь как образ Божий. Такая любовь спасительна, ибо означает любовь к своей душе, устремленной в вечность.

Иная история складывается, когда родители отвергают ребенка. В этом случае дети, как правило, воспринимают мир враждебно, но, воцерковляясь, они восполняются Божией любовью и благодатью.

С позиции Церкви нелюбовь к себе — это такой образ жизни, который ведет человека к духовной и телесной смерти. Чрезмерная любовь к себе, которая не дает возможности проявлять ее к окружающим, возникает по причине излишней родительской опеки, поощрения родителями дурных наклонностей ребенка, воспитание ребенка «потребителем», а также установкой самого человека.

Церковь утверждает, что совершив грехопадение, человек утратил любовь к своему ближнему. Люди стали соперниками и перестали доверять друг другу. Каждый пытается достичь высокого положения в обществе, причем нередко за счет других. На этом держится мир.

Истинная любовь к себе открывается лишь после примирения с Богом и покаяния. Только в этом случае человек будет способен проявлять такую же любовь к своему ближнему, видя в нем образ Господа. 

Подлинная любовь познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии — тишине мрачного омута, поглощающего живые чувства. 

Как же любить ближнего? Ответ на этот вопрос можно найти у преподобного аввы Дорофея, который учил: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя».

Вернуться к списку

Последние добавления