Публикации

Проповедь митрополита Феофана в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

  Количество просмотров

7 февраля 2016 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, день поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил Божественную литургию в Казанско-Богородицком монастыре в столице республики. После чтения уставного Евангельского зачала (Лк. 21:8-19) митрополит Феофан обратился к верующим со словом, посвященном подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В день сегодняшний Святая Церковь положила праздновать память святых новомучеников и исповедников российских. Сейчас мы слышали с вами Евангельское повествование, слова Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал, что настанет время, когда «преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк, 21:16-18.

Пик революции, 1917-й год. Перед этим — тяжкое испытание войной. Истощенная голодом, войной, потерями Россия, с бурлящими изнутри ненавистными силами к народу и правителям, особенно же к Царской Семье. Звучат лозунги: «Землю — народу!» «Свобода, равенство и братство!» В итоге же — переворот, бунт, который потом назовут революцией.

Падают устои. Нечеловеческая жестокость к помазаннику Божию, его беззащитной семье — жене и детям и последовавшее убийство. Кажется, те, кто стремился к власти, добились своего. Низвергнута монархия, погублен помазанник Божий и его ближайшее окружение…

А дальше жуткая картина — гражданская война и борьба с Церковью. Не просто с Церковью как неким институтом, но борьба с верой и верующими людьми, миллионами лучших сынов и дочерей нашего Отечества. Шла борьба на уничтожение огромного слоя населения, ведь вся Россия была православной.

Как стало возможным, перечеркнув тысячелетнюю историю России, объявить войну на уничтожение своему народу лишь потому что люди верили в Бога? Не один раз до 1917 года Россия стояла на грани уничтожения — и тогда Церковь становилась на защиту, собирала народ Божий, и Россия вновь возрождалась.

В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Феофан совершил Литургию в Богородицком монастыре столицы Татарстана

Однако «церковники» были объявлены врагами номер один. Была дана команда на репрессии против духовенства — епископата, священников, монахов и монахинь. И как говорил вождь мировой революции, получивший образование здесь, в Казани: «С этим врагом надо разобраться самым жестким образом». Враг — крестьянин, который осеняет себя крестным знаменем; сохраняя веру, кормит Россию, экспортирует хлеб в другие страны. Крестьяне, имевшие крепкие семьи, умножавшие главное достояние России — детей. Крепкие, здоровые, нравственно сплоченные люди. То же — простой рабочий человек, верующий в Бога. Только на Бутовском полигоне смерти более 20 тысяч человек, в основном, верующих, были расстреляны и погребены.

Кто же они — новомученики российские? Нередко можно слышать, что страдали не только они, но убивали и других. Да, убивали. Убивали даже и тех, кто убивал! Но там была борьба за власть — партий, движений, кланов. А здесь нередко обещали жизнь за отречение от Христа. Люди шли на смерть за Христа, зная, что такая смерть — это пропуск в вечную жизнь.

Нечто подобное было на Голгофе: Христос и два разбойника. Один хулит и проклинает рядом висящего Христа. Другой, которого назовут благоразумным, скажет своему собрату по преступлениям: «Ты не боишься Бога? Мы ведь страдаем по делам нашим». А второй не видит. И благоразумный разбойник первым из людей услышит: «Со Мной будешь сегодня в раю». А хулитель, тоже на кресте смерть принявший, уходит на века от Бога (см. Лк. 23:32-43).

Память новомучеников — это не одно лишь историческое воспоминание. Новомученики — опора и дня сегодняшнего, ибо мы верим и знаем, что они не умерли. Расстреляны, но живы, похоронены, но стоят у Престола Божьего, потому что бессмертна душа. Они положили свою жизнь за Бога, за веру, за Россию, которую любили и за которую не боялись умирать.

Мы очень мало знаем об этих великих героях духа. «Павлики Морозовы», молодогвардейцы — они в наших головах со школьной скамьи, у тех кто постарше. А есть поистине титаны духа, такие как митрополит Казанский Кирилл, и многие другие. Нам важно внимательно вчитаться в их жизни, в их подвиг, ощутить силу их духа, понять, где брали они силы перед лицом смерти свидетельствовать о своей вере во Христа.

Наверное, у кого-то может быть горячее желание постоять за веру. Не знаю. Я тоже задаю себе вопрос, смог ли бы я? Хотелось бы. Но ответить так можно, наверное, только с помощью Божьей.

И у нас есть свой «полигон», где следует готовить себя в любви к Богу. Есть у тебя какая-то страсть, какой-то грех — блудник ты, пьяница, или, может быть, подворовываешь. Вот тебе путь противостояния мученический. Дай себе зарок с этой минуты в день новомучеников российских объявить войну греху, который тебя мучает. И внимательно следи, насколько тебе удастся побороть эту страсть, свой грех, который, кажется, бросить легко.

Об этом святые отцы говорят, что когда человек — не только монах, а вообще христианин — становится на путь духовной борьбы и совершенствования, он начинает приобретать статус бескровного мученика. И нередко этот путь мученичества гораздо тяжелее, чем твердое разовое смотрение в глаза смерти с верой во Христа. Это очень важно, особенно в наши дни, когда слишком много соблазнов.

«Где мы, Россия, где мы, славянский люд?» — часто говорю себе. Сотни тысяч живут в Казани, а в храме — горстка. Где наши дети? Чего же мы ждем? Что сеем, то и будем пожинать. Сеем безволие, сеем наше теплохладное отношение к вере, к жизни, к России, к истории нашей — и плевелы засоряют наши души, наши семьи, пробираясь в нашу страну. Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления