14 февраля 2016 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Сретения Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (Евдокиевском) столицы Татарстана. После чтения воскресного Евангелия (Лк. 19:1-10) правящий архиерей Казанской епархии обратился к молящимся со словом проповеди.
Многие люди шли за Христом. Одни, если даже не вполне понимали, что это Бог, Сын Божий, чувствовали, что это необыкновенный человек. Их привлекало новое учение, новый взгляд на взаимоотношения Бога и человека. Другие шли из любопытства, как это часто бывает. Третьи были соглядатаями.
И в такой толпе находился некий человек по имени Закхей. Он был ростом невелик, а толпа большая, но уж очень ему хотелось видеть и слышать Иисуса Христа. Человек он был предприимчивый. Увидев большое ягодичное дерево — оно действительно большое, я неоднократно бывал в Иерихоне, и там показывают то дерево, на которое залезал Закхей — он влез на него. Христос общается с людьми, потом обращается к Закхею и говорит ему: «Слазь, потому что Я приду сегодня в твой дом».
Закхей был не очень уважаемый человек в этой местности. Он был мытарь, сборщик податей, а Палестина и Израиль были колонией под властью Римской империи. И этот человек — не знаю, коллектор был он или нет, но что-то близкое к этому. Очевидно, мало любви народ испытывал к нему.
Народ в удивлении: «Неужели нет более достойного здесь человека, в дом которого Ты бы вошел?» Господь, видя их сердца и помышления, говорит: «Что вы возмущаетесь? Он тоже сын Авраама. Я пришел спасать не праведников, а грешников, поэтому не надо его отвергать».
Закхей, пораженный милосердием Христа, в порыве сердечном говорит: «Господи! Половину имения моего я раздам нищим, а если кого-то чем-то обидел, возмещу вчетверо». Что значит, обидел? Наверное, брал больше положенного, как это часто бывает и в наше время. Но у Закхея хватило воли, веры и мужества для осознания. В момент помыслил разделить имение, которое собрал путем неправедным. Бог коснулся его сердца и человек принял твердое решение, о котором говорит Самому Христу…
Когда слушаем тот или иной Евангельский рассказ, мы должны помнить, что это не просто историческое повествование. Евангелие — это путь, это норма жизни. Евангелие дает нам образец, что надо делать, чтобы достичь самого главного — через правду жизни перейти к Богообщению и, в конечном итоге, к вечной блаженной жизни.
Давайте сейчас, каждый из нас, подумаем о себе. Кто-нибудь скажет, что тут нет мытарей и коллекторов. Но нередко мы сами что-то в своей жизни, на пути поиска материальных благ, делали не так, как надо, не по совести. Обижать — однозначно обижали, и неоднократно. Особенно в наше время: «бери всё, делай бизнес любыми путями, дури, скрывай, обманывай. Надо бизнес делать, а совесть подождет, это на втором плане, лишь бы капитал сколотить, а с совестью потом разберемся».
Вопрос: успеешь ли «разобраться» с совестью? Как часто мы видим: хотели сделать доброе, а время ушло, подкралась старость, болезнь, а далее черта, за которой нет ни болезни, ни воздыхания. Вопрос жизни бесконечной есть для всех. Но какой эта жизнь будет — с Богом или вдали от Творца, в печали за неправильно пройденный по земле путь?
Пример Закхея мы должны всегда помнить. Неслучайно говорится, что «половину имения раздам нищим». Благотворительность всегда была путем, который открывает душу Богу, и магнитом, который притягивает благодеяния Божии на человека… «Если кого обидел, воздам вчетверо», — сказал Закхей. А обиды бывают разными, не только материальными. Иногда раны, которые мы наносим душе человека, тяжелее материальных потерь. И из этого мы тоже должны вынести урок.
Евангельские чтения и Евангелие в целом должны быть для нас путеводной звездой, потому что слишком много запутанностей в нашей жизни. Жизнь сложная? Конечно. Но она и простая, если мы свою жизнь начинаем мерить по правилам Евангелия и заповедей Господних. С одной стороны, духовная жизнь это иго. Но Он сказал, что иго Мое благо (Мф. 11:30). Тяжкая ноша — идти за Христом, но бремя легко, когда несешь его с Богом. С Богом хорошо, без Бога никак. Будем с Богом. Аминь.