Во всех православных храмах, где бы они ни находились, по всей Земле, накануне Великого поста совершается чин прощения. И называется в народе день этот «прощеным воскресением». Перед богослужением и после него просят верующие прощения у священнослужителей, друг у друга, у тех, кого обидели, про кого, возможно, недоброе как-то подумали, кому завидовали, или у тех, кого оклеветали. Вроде бы и легко сказать в ответ: «Прощаю!» — ан и нет в сердце настоящего прощения. Тогда взывает человек: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Матерь Божия, прости и помоги простить!».
В мире нашем, в повседневной жизни, постоянно есть грех — нелюбовь. Если нет видимой, явной вражды, но и любви настоящей друг к другу нет — в этом и виноваты все друг перед другом. А без любви мы кто? — Изгнанники из рая… Поэтому и будем подходить друг ко другу, говоря: «Прости!».
— За что? Вроде и не ссорились, и плохо друг другу не делали.
— За нелюбовь прости! Прости, что не люблю тебя так, как Христос заповедал. Люблю, но не так, как должно любить. Прости за равнодушие.
Легко прощать, если зла, обид не было от склонившего голову пред тобой человека. Но думается: многим знакомо чувство иное-как трудно перебороть себя, если человек, действительно, что-то недоброе причинил тебе. Умом понимаешь: надо простить, а в душе — осадок, который не сразу смывается. Усилие требуется, и зачастую много времени уходит на вырывание занозы из души.
Простить до конца — это значит помнить, прежде всего, о своей греховности, о своем несовершенстве. Просить до конца — это значит полюбить человека и никого не исключать из любви своей. В Прощенное воскресение в храме смотрим на Крест, к которому пригвождены грехи наши, потому и говорим: «Бог простит, и ты меня прости».
В течение всего Великого поста мы будем просить прощения у Бога, без конца повторять: «Господи, помилуй! Господи, прости!» В Евангелии читаем: «Что вы зовете меня: Господи, Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). То есть Господь совершенно ясно говорит, что если мы прощаем другим, то и Бог нас прощает. И значит, если мы молимся этой молитвою, находясь во вражде, в ссоре с каким-либо человеком, мы просим Бога не прощать нас. А уж если кто-то говорит: «Никогда и ни за что не прощу за то, что он сделал мне», — и продолжаем молиться Господней молитвой («Отче наш…»): «И остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим»; понимая значения слов, которые мы произносим, мы сознательно молимся Богу о том, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас…
Сделаем вывод: не войти нам в Великий пост без прощения друг друга, невозможны ни исповедь, ни причастие без предварительного примирения друг другом. По словам Господа, если вспомнишь на молитве, что брат твой имеет что-то против тебя, выйди из храма, пойди примирись вначале с братом твоим, и тогда принеси жертву твою — молитву.
В древней Церкви у входа в храм стояли сугубо кающиеся и плачущие и спрашивали у всех входящих в него прощения.
Лично они, наверное, никого не обидели, но всякий наш грех — это нанесение обиды каждому, даже не знакомому нам человеку, делает нас виновными.
В течение всего Поста мы будем молиться главной великопостной молитвой: «Господи, дай мне зрети мои согрешения!». И прощение ближнему должно быть составною частью всей нашей жизни. Только тогда, когда познаем мы свою греховность, и только тогда, когда станет ненавистен нам грех, можем мы простить другого человека, тоже раненного грехом. Иногда мы не подозреваем, как мучительно, до смертной тоски нуждается каждый человек в прощении. И какую радость вбирает от полученного прощения!
Взаимное прощение дается нам дорогою ценою. Святые отцы говорят, что прощать людям — большее чудо, чем творение неба и земли.
Христос молится на Кресте о прощении всех людей, и распинающих Его тоже: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк.23:34). И наше прощение других людей — наше участие в Божием прощении.
В самом начале весны начинается новое время для христианина. Великий пост, праведному — в радость, а суетливому — в уныние.
Истинный христианин радуется посту, потому что понимает, что душа его больна, а вся обстановка поста направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела. Пост душевный и телесный неразрывны.
В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов. Так царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.
Но указания Церкви о соблюдении особого поста могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния, здоровья человека.
Некоторые же и совершенно здоровые люди отказываются от поста из-за боязни ослабить сое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…
Радея же о здоровье души и тела, все же надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Возсияй же нам весна постная всяческим воздержанием, покаянием, очищением сердца через усиленную молитву.
Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны.
Время поста — не случайные дни.
Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за тридцать сребреников Сына Божия.
Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?
Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве.
Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени.
Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови, страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их.
Есть еще одна сторона у поста. Вот кончилось его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.
Может ли достойно встретить и пережить сердцем это праздник тот, кто хоть в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.
Каждый жди от поста кладов Духа Святого — мира, радости и любви!