13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря. После чтения воскресного евангельского зачала (Мф. 6:14-21) митрополит Феофан обратился к присутствующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Прощайте согрешающим против вас! Если вы не простите тех, кто согрешил против вас, то как вы можете рассчитывать на прощение у Бога (см. Мф. 5:15)?
Неслучайно Святая Церковь Неделю перед началом Великого поста посвящает прощению и называет Прощеным воскресеньем. Как часто мы, люди, грешим друг против друга. Как часто злоба, ненависть, нравственное напряжение, войны бывают и между отдельными личностями, и между обществами, странами и народами — часто из-за пустяков. Просто кто-то где-то когда-то не простил обиду. Особенно же легко это можно увидеть на примере семьи, во взаимоотношениях мужа и жены. Казалось бы, бок о бок живут и надо находить взаимопонимание, быть, как говорит Церковь, единой плотью (см. Мф. 19:6). Но мы видим разводы, причиной которых часто бывает то, что один не уступил другому. К великому сожалению, общество этого не понимает и даже противопоставляет прощению эгоизм. Нас учат «достоинству» человека, «величию личности», «гордости, которую надо сохранить». И результатом этого становятся непорядок, ненависть, злоба, различные беды.
Помните, в былинных сказках богатыри представлены людьми добродушными, прощающими досаждающих им людей. Разве это говорит об их слабости? Нет, это говорит о нравственной, духовной силе. Проявляются не просто снисхождение и добродушие, а любовь, которая в итоге перерождает задиру в лучшего человека. А что же у нас? Кто-то, нам показалось, сказал резкое слово, обидел, и в душе кипит неприязнь… А ведь попросить прощения — это нравственный подвиг, когда в столкновение вступают противоположные стороны. С одной стороны, Бог велит нам просить прощения и прощать самим, а с другой стороны — дьявол наущает гордыне… То, о чем писал Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человека». И если человек послушает голос совести, голос Божий — это подвиг...
Если вы не прощаете прегрешений братьям, то и Господь не простит их вам. Несопоставимы обиды, которые нам нанесли, с неправдой, которую мы творим перед Богом. Мы люди, а все люди грешные — и тот, кто против нас согрешил, и мы сами. Когда мы нарушаем законы Божии, то согрешаем против праведного Бога любви, Который творит только добро. Если не хочешь прощать сам, то зачем идешь к Богу? Мы же читаем молитву «Отче наш», которой Сам Господь научил: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
В Священном Писании говорится (Мф. 5:23-24), что если ты принес дар к алтарю и вспомнил, что есть человек, с которым ты во вражде, то этот дар Бог не примет. Ты хочешь с Богом, Который на небе, примириться, а сам не примирился с ближним, который рядом с тобой? Оставь свою жертву, пусть пока полежит, и иди помирись с братом, а затем уже принеси жертву Господу. Это условие для получения прощения от Бога.
На Руси день перед Великим постом назывался днем прощенным. И богатые, и бедные, и цари, и крепостные, и купцы, и чиновники шли в одну церковь. Не было отдельных храмов для купца и для простолюдина. Храмы для всех одинаковы и на Руси церковное понимание жизни было общим — и какая бы гордыня у людей ни была, в этот святой день они шли и просили друг у друга прощения. И вы так же поступите, обязательно, ибо смысл поста в покаянии, через которое мы способны получить прощение у Господа и мир в душе своей.
Торопись, христианин, примириться с ближними — это твой первый подвиг перед постом. Совершишь его и тебе легче будет поститься. Сам Господь будет помогать тебе, видя твое искреннее намерение и желание быть последователем Христовым. В чем-то поможет всем нам Господь.
[…]